Дорогие родители будущих первоклассников!
Если Вашему чаду предстоит попрощаться с беззаботным дошкольным детством уже в скором времени, подумайте: так ли это просто – записывать ребенка в школу?
Выбор школы – это ответственный шаг, от которого зависит будующее в жизни ребенка.
Кроме того, на Ваших плечах лежит ответственность за сбор документов, необходимых для поступления, и непосредственно сам процесс.
А в какой класс попадет малыш?
В начальной школе дети занимаются только с одним учителем – классным руководителем.
Поэтому от того, насколько он педагогически компетентен, тоже зависит не мало.
Это желание или нежелание ребенка идти в школу.Наличие или отсутствие серьезных психических травм.
Поэтому не откладывайте решение данных вопросов в долгий ящик и давайте вместе разберемся, что, как и когда следует делать.
- Нужно ли записывать ребенка в школу
- Психологическая
- Социальная
- Физиологическая
- Какой школе отдать предпочтение
- Направленность образования школы
- Платность или бесплатность
- Идеология
- Администрация и педагогический состав
- Местоположение образовательного учреждения
- Каким способом и когда записать ребенка в школу
- Очная запись в первый класс
- Заочный
- Необходимые документы
- Как записать ребенка в школу через Госуслуги
- Изменения 2024 года для направления и приема ребенка в образовательную организацию дошкольного образования
- Полезные советы
- Ситуации из жизни для родителей
- Что надо знать о готовности к школе
- Посещение детского сада значительно повышает подготовленность к школе
- Окружающие люди могут влиять на подготовку к школе
- Диагностика ребенка
- Психологическая подготовка к школе
- Внимание
- Память
- Мышление
- Речь
- Воображение
- Учебная мотивация
- Социальная подготовка к школьному обучению
- Физиологическая готовность
- Специальные курсы и программы подготовки к школе
Нужно ли записывать ребенка в школу
Самое главное, с чем нужно разобраться в первую очередь, — это готовность ребенка к школьному обучению!
Она бывает психологическая, социальная и физиологическая.
Что это значит?
Психологическая
К моменту завершения дошкольного детства у ребенка должны быть достаточно сформированы психические процессы (речь, мышление, внимание, память, восприятие и ощущения).
Произвольность этих процессов, как и поведения в целом, должна быть развита, хоть и не обязательно в полной мере (для этого есть начальная школа).
Существует целое множество интересных психологических тестов и заданий для диагностирования познавательных психических процессов.
Когда речь идет о школьной готовности, наряду с перечисленными процессами изучаются также воля и мотивация ребенка.
Недостаточно развитая воля и преобладание игровой мотивации над учебной мешают в обучении.
Социальная
Этот пункт подразумевает умение общаться со сверстниками и взрослыми, а также знания ребенка о себе, о своей семье и городе, об основных правилах безопасности.
Насколько Ваш ребенок самостоятелен и социально адаптирован?
Физиологическая
То, что все педагоги знают как «дважды два», — шестилетние дети в большинстве случаев не готовы к школе!
Даже если они психически развиты и многое знают, физиология не позволяет им резко сменить ведущий вид деятельности с игры на учебу.
Решающую роль здесь играют особенности нервной системы – резкое погружение в уроки может довести малыша даже до невроза.
Какой школе отдать предпочтение
Разумеется, всегда можно положиться на удачу и отдать ребенка в ту школу, за которой он закреплен в соответствии с местом жительства.
Но если Вы не хотите пускать дело на самотек и желаете, чтобы он ходил в лучшую школу, отлично подходящую ему, то придется подумать – в какую же именно?
Школы не одинаковы, как может показаться на первый взгляд.
Очень многое зависит от следующих факторов: директор (администрация), учителя (а точнее – тот учитель, к которому попадет малыш), школьные психологи, местоположение школы, а также, конечно, ее направленность (наличие того или иного уклона), платность или бесплатность (тоже немаловажный момент), наличие той или иной идеологии.
А какие факторы на Ваш взгляд решающие?
Направленность образования школы
Если Вы уверены, что ребенку будет лучше в гимназии, лицее или школе с углубленным изучением отдельных предметов, важно понять – какой именно должен быть уклон.
Также стоит помнить, что помимо качества образования такие образовательные учреждения отличаются от обычных школ тем, что в них выше требования к ученикам.
Стоит уточнить, что гимназия и лицей отличаются друг от друга тем, что гимназия более ориентирована на теоретическое образование, в то время как лицей – на практическое.
Платность или бесплатность
Разумеется, можно предположить, что дорогая школа обучает качественнее, чем бесплатная, но не нужно делать такой вывод слепо.
Прежде чем записать ребенка в платную школу, изучите рейтинги и отзывы: возможно, игра не стоит свеч.
Идеология
Далеко не во всех, но в некоторых школах присутствует та или иная общая идеология, определяющая всю деятельность учреждения.
Изучите различные педагогические теории и, возможно, какая-либо из них будет ближе Вам по духу.
Поищите школу с такой или похожей идеологией.
Например, существует замечательная идеология Монтессори-педагогики (не без недостатков, но задумка очень интересная).
Суть Монтессори-школ (как и Монтессори-садиков) заключается в том, чтобы предоставлять детям свободу выбора в изучаемых дисциплинах, в видах деятельности, а иногда даже в графике посещаемости.
Таким образом малыш, опираясь на интуицию, на свою собственную природу, ищет именно то направление, которое ему по душе, и в дальнейшем это станет его профессией, призванием.
Однако отмечается, что данная система работает только в том случае, если ребенок всегда воспитывался и воспитывается в свободе выбора (иначе его чутье просто не будет знать, в какую сторону его вести).
Администрация и педагогический состав
С этим фактором нам не справиться без личного знакомства.
Тогда, когда Вы выберете подходящую или понравившуюся школу, будет неплохо предварительно прийти в нее, осмотреться, познакомиться с директором и учителями начальной школы.
Узнайте о том, есть ли в образовательной организации психолог (в норме их должно быть несколько, но практика показывает, что иногда нет даже одного).
Если получится, пообщайтесь и с ним.
Однако стоит предупредить, что посещение школы для людей, чьи дети не посещают ее, может оказаться под вопросом.
Кстати, охранную систему школы также было бы полезно увидеть – а насколько хорошо в ней защищают детишек?
Местоположение образовательного учреждения
Несомненно, удобнее всего было бы выбрать ближайшую к дому школу.
Согласно территории проживания, ребенок прикреплен к ней (или к соседней) заранее.
Но если другая школа нравится Вам больше и в ней есть свободные места, Вы в праве записать ребенка туда.
Единственное, что остается неизменным, — важность безопасности и удобства местоположения.
Если учреждение находится в самом криминальном районе города или до него нужно добираться около часа – конечно, Вы понимаете, что это не самый лучший вариант для зачисления.
Каким способом и когда записать ребенка в школу
Существует два способа
Очная запись в первый класс
С глазу на глаз, по старинке.
Не для всех самый удобный вариант, но все же классика. Придя в школу, перед поступлением и пообщавшись с представителями заведения, вы узнаете о ней и о них лично.
Когда же приходить в учреждение?
Вы уже выбрали, в какое именно, то теперь важно знать, прикреплены ли Вы к нему (по прописке или временной регистрации).
Если да, то можете начать подавать заявление уже с 1 февраля. Если нет, то только с 1 июля.
Кроме школы Вас также должны принять в МФЦ и Центре муниципальных услуг с целью приема ребенка в первый класс.
Подавать документы можно в одну, две или три школы.
Заочный
Способ, который явно сэкономит Ваше время и, возможно, нервы, обеспечивает единый портал государственных услуг (Госуслуги). Там Вы также можете подать заявления максимум в три образовательных учреждения.
Запись для детей с некоторыми льготами возможна начиная с 15 декабря до 5 сентября.
Запись без льгот, но в закрепленную за ребенком школу, длится с 20 января до 30 июня.
Точно так же, с 1 июля, можно записать ребенка в школу, которая за ним не закреплена, однако лишь при наличии свободных мест.
Подробности того, как записать ребенка в школу через Госуслуги, мы рассмотрим отдельно позднее.
Необходимые документы
Обязательные при подаче документы:
- Заявление
- Свидетельство о рождении ребёнка (2 копии и оригинал)
- Паспорт родителя-заявителя (документ, удостоверяющий личность заявителя, для установления факта родственных отношений и полномочий законного представителя)
- Свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания (копия и оригинал)
- Справка о том, что в школе, к которой Ваш ребенок прикреплен, нет мест (ЕСЛИ такая ситуация действительно сложилась)
Документы, которые можно донести до 30 августа:
- Страховой медицинский полис (копия и оригинал)
- Медицинская карта и прививочный сертификат (как правило, делается в детском саду)
- Две цветные фотографии 3:4
Как записать ребенка в школу через Госуслуги
- Войдите в свой аккаунт единого портала Госуслуги.
- Наведите курсор мыши или нажмите на раздел «Услуги».
- Выберите пункт «Культура, досуг, спорт».
- Там в графе «Жизненные ситуации» Вы найдете подпункт «Получение образования», нажмите на него.
- Вы перейдете на страницу, где найдете возможность дать ребенку «Обязательное образование» — нажмите на эту надпись.
- Вам покажут короткую справку об обязательном образовании. Там, где рассказывается про начальное общее образование, Вы найдете кнопку «Подать заявление».
- Поздравляю, Вы прибыли в пункт назначения! Далее следуйте указаниям сервиса. Там же Вы сможете понять, доступна ли в Вашем регионе онлайн-запись ребенка в школу.
Изменения 2024 года для направления и приема ребенка в образовательную организацию дошкольного образования
С 1 апреля 2024 года для направления и приема ребенка в образовательную организацию дошкольного образования вместо свидетельства о рождении ребенка допускается предъявлять выписку из ЕГР ЗАГС, содержащую реквизиты записи акта о рождении
Приказ Минпросвещения России от 23.01.2023 N 50
«О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236»
Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2023 N 72449.
Соответствующие изменения внесены в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный Приказом Минпросвещения от 15 мая 2020 года N 236.
Кроме этого, документом указанный порядок приведен в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2022 года N 465-ФЗ.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу) и действует до 28 июня 2026 года.
Источник: http://www.consultant.ru/
Полезные советы
- Иногда школы и детские сады образуют холдинги. Если ребенок ходил в такой сад не по прописке, то его обязаны при Вашем желании принять в школу того же холдинга. Таким образом прописка не повлияет на Ваш выбор школы.
- Узнать, за какой школой Вы закреплены, можно с помощью районной администрации, сайта конкретной школы или непосредственно самой школы.
- Когда Вы подаете документы в несколько школ (две или три), обязательно, чтобы одна из них была та, за которой Вы закреплены (если только в одну школу – то только в нее).
- С декабря 2019 года дети, которые являются друг другу братьями или сестрами и проживают вместе, имеют право учиться в одной школе. Это значит, что если Ваш старший ребенок учится в той или иной школе, туда же должны принять и младшего.
- Неплохая идея – отдать ребенка в нулевой класс. Курсы желательны для подготовки старших дошкольников, если та или иная школа реализует такую деятельность. Помимо очевидного преимущества (подготовки детей к школе) ребенок получает возможность узнать поближе своего будущего классного руководителя и привыкнуть к школе, к новой обстановке, к новым правилам.
Ситуации из жизни для родителей
Так как Госуслугам доверяют пока не все, традиционно во многих городах около школ в ночь на 1 февраля образуются огромные очереди.
Порой люди занимают очередь за несколько дней. Так в 2017 в Нижнем Новгороде до ужасного состояния был избит мужчина в очереди из 150 человек.
Они ждали записи в школу, которая готова была принять лишь 75 первоклассников.
Те, кто все-таки попал на запись в школу, могут столкнуться с другой проблемой – собеседование.
Родители готовятся к нему, переживают, подготавливают детей.
Детям там проводят некий тест, но с какой целью – любопытный вопрос, ведь ни о какой конкурсной основе права на основное образование не может идти и речи.
Работники школы могут с помощью этого лишь чуть лучше понять способности ребенка.
Основная часть детей, с которыми занимались родители или они проходили другие курсы подготовительного образования, умеют читать и считать.
Их родители уже даже задумываются о том как научить ребенка быстро читать.
Но, 43 статью Конституции РФ никто не отменял
Статья 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования.
На этом хочу перейти к подготовке детей к школе.
Это очень важная проблема.
От того, как пройдет адаптация ребенка к первому классу, зависят очень многие вещи:
- успешность обучения (как в его начале, так и в дальнейшем)
- развитие личности
- взаимоотношения с учителями и сверстниками
- наличие желания ходить в школу и делать домашние задания
Последствия неудачной адаптации к занятиям в школе могут быть самыми разными:
- от неприязни к учебе до серьезных неврозов.
Поэтому вам, как родителям дошкольников, важно позаботиться о подготовленности своего дитя к совершенно новому виду деятельности – обучению в начальной школе.
Что надо знать о готовности к школе
Существует несколько видов:
- физиологическая
- психологическая
- социальная
Над каждой из них следует работать по-отдельности.
Как Вы думаете, что эти виды включают в себя?
«Чем раньше, тем лучше» — в данном случае не работает
Если Вы считаете, что ребенок в шесть лет уже способен быть готовым к первому классу наравне с семилетними, то подумайте еще раз!
Детский организм в шесть и семь лет имеет разные физиологические и психические характеристики.
Они определяют возможность или невозможность нормального обучения независимо от интеллектуальных способностей.
Если поторопиться, то можно учебой довести малыша до нервного срыва.
Это касается также и занятий с дошкольниками, направленных на развитие тех знаний, умений и навыков, которые должны формироваться в школе:
- произвольность внимания
- запоминания и поведения
- математические способности (например, популярная сегодня якобы полезная ментальная арифметика) и так далее
Помните, что если ребенок до школы освоит школьную программу, то потом на уроках ему уже будет не интересно.
Кроме того, основная деятельность дошкольников – это игра.
Поэтому не следует забывать про самоценность детства.
Малышу лучше наиграться вдоволь до школы, чтобы его детство было полноценным и не приходилось потом «доигрывать» (к примеру, брать на уроки игрушки).
Посещение детского сада значительно повышает подготовленность к школе
В детском саду все три вида прорабатываются как намеренно, так и не намеренно.
Проводятся самые разные подготовительные занятия, упражнения, развивающие физические и психические способности детей.
При общении с воспитателями и сверстниками у детей формируются очень важные социальные навыки.
Прежде всего, посещение детского сада подразумевает соразмерный возрасту уровень самостоятельности.
Воспитатель и психолог (если таковой в саду имеется) могут помочь родителям в вопросах воспитания и развития дошкольника индивидуально.
Кроме того, к концу детского сада должна реализоваться диагностика подготовленности детей.
На основе результатов которой принимаются решения:
над чем стоит поработать и стоит ли вообще сейчас отдавать дитя в первый класс.
Окружающие люди могут влиять на подготовку к школе
Вспоминая о том, как ужасно было ходить в школу, взрослые могут пугать детей сложностями.
Этого ни в коем случае нельзя делать.
Так устроена человеческая психика.
Если дошкольник еще не знает, что такое школа, а ему будут твердить, как плохо учиться, — он испугается.
Далее, даже в процессе школьного обучения он будет видеть в ней преимущественно плохое.
На что же нужно обратить внимание ребенка для того, чтобы он захотел пойти в школу?
В дошкольном и младшем школьном возрасте малыш, как правило, активнее всего интересуется окружающим его миром.
Он хочет знать буквально все про все, и ровно столько же уметь.
Говорите ему, что в школе ему все расскажут и всему научат.
Кроме того, упоминайте про то, что там можно найти новых друзей, не заставляют спать днем и вкусно кормят, а после уроков можно будет погулять (последнее не обязательно).
Диагностика ребенка
Вы можете самостоятельно понять, нужна ли ребенку подготовка к школе.
Для диагностики готовности существует множество интересных методик.
Вот некоторые из них:
- «Ориентационный тест школьной зрелости» (Керн, Я. Йирасек) — определение уровня развития зрительной памяти и физиологических характеристик (усидчивость, мелкая моторика)
- «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) — изучение визуальной логики, мелкой моторики, произвольности психических процессов, выявление умения ориентироваться на систему требований
- «Рисование по точкам»/ «Образец и правило» (А.Л. Венгер) — выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов, а также изучение визуальной логики
- «Последовательность событий» (Н.А.Бернштейн) — изучение способности к логическому мышлению, обобщению, умения понимать связь событий и строить последовательное умозаключение
- «Методика интерпретации пословиц» (Б. В. Зейгарник) — изучение словесно-логического мышления
- «Стандартная беседа с ребенком» (Т.А. Нежнова) — исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность
- «Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости» (С.Л. Бланков) — выявление психосоциальной зрелости
- «Почтальон» (А.З. Зак) — определение способности составлять внутренний план действий, изучение визуальной логики и словесно-логического мышления
- «Сказка» (Н.И. Гуткина) — определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка
Психологическая подготовка к школе
Если Вы провели необходимую диагностику, и оказалось, что готовность недостаточно высока, а школа не за горами, — идем дальше!
Психологическая подготовка к обучению – это достаточный для освоения программы уровень когнитивного развития (внимание, память, воображение, мышление, восприятие, ощущения и речь), а также развитие мотивационно-волевой сферы (желание учиться, общаться).
Роль психических процессов, несомненно, важна, однако не стоит ожидать, что малыш будет полностью самодисциплинирован, поскольку поведение формируются в возрасте 6-8 лет, а к концу дошкольного он должны адаптироваться и начать выполнять основные
возложенные на него психофизические нагрузки.
Итак, как же помочь психике ребенка подготовиться к первому классу?
Обратите внимание на следующие рекомендации :
Внимание
На развитие внимания (его произвольности, объема, устойчивости и так далее) имеется множество упражнений.
Лучше всего применять игры (как привычную дошкольнику деятельность) и определение внимания на листах (как постепенное «вливание» в образ жизни школьника), ведь диагностические методики подойдут и для развития способностей (особенно, если применять их регулярно, чтобы видеть результат, главное – чтобы ребенку не надоело).
Игры должны быть направлены на выявление чего-либо скрытого (но не слишком): поиск взглядом каких-либо объектов, улавливание необходимых слов на слух, охват во внимание большого количества информации и тому подобное.
Память
На развитие памяти также есть множество игр, упражнений и диагностических методик.
При занятиях с ребенком следует помнить о том, что память бывает кратковременной и долговременной, а запоминание – произвольным и непроизвольным.
В сферу наших интересов входит развитие долговременной памяти и произвольного запоминания.
Таким образом дошкольник начнет запоминать не только то, что ему интересно, но и то, что просто важно запомнить, — и забудет он это не скоро.
Мышление
С данным психическим процессом применяются аналогичные способы развития.
Мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
К концу дошкольного возраста должны быть сформированы первые два вида мышления, а третий должен начать формироваться.
Для последнего существуют различные игры и упражнения на ассоциации, логические рассуждения и понятийный аппарат (словарный запас).
Речь
Никто не сомневается в том, что речь тесно связана с мелкой моторикой.
Поэтому занятия на ее развитие (лепка, рукоделие, конструкторы и так далее), логопедические игры, увеличение словарного запаса, а также, несомненно, простое общение с ребенком – Ваши верные друзья.
Воображение
Это, пожалуй, самое любимое для детей.
Креативные, творческие игры и задания – то, что заинтересует если не любого, то почти любого дошкольника.
Проявите здесь и свою фантазию, — выбирайте самые разные методики, придумывайте свои, — креативьте вместе с малышом!
Учебная мотивация
Как уже было сказано выше, разговоры о школе влияют на желание ребенка учиться.
Помимо этого, учебной мотивации может мешать игровая, потому что она еще не до конца реализована.
Позвольте малышу наиграться, пока ему дозволено, — пусть даже подготовка к школе примет игровую форму (в этом нет ничего постыдного).
Если учебной мотивации мешает позиционная (желание новой роли в обществе, тяга к ее атрибутам), то расскажите ребенку о том, что в школьном обучении является наиболее важным.
Что же это?
Знания обо всем на свете!
Гуляйте и говорите о жизни, о том, что вас окружает, смотрите интересные познавательные видео, читайте такие же книги и журналы… много чего можно придумать, если Вы сами заинтересованы в том, чтобы познавать мир вместе с малышом!
А Вы запомнили про то, что детство обладает самоценностью?
Социальная подготовка к школьному обучению
Что же это такое?
Прежде всего – уровень так называемого социального интеллекта (научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками) и ответственности (знание своего адреса, полного имени, имен родителей, а также владение правилами безопасности и другое).
Повторим, что посещение детского сада помогает нам в данном пункте.
Если детский сад не посещался, то можно постараться компенсировать это общением ребенка со сверстниками во дворе, в дворовом клубе, в кружке и так далее.
Общению со взрослыми будущего первоклассника можно научить в процессе знакомства, например, со своими друзьями, взрослыми родственниками, врачом-педиатром, педагогом кружка/дворового клуба и прочими.
Знание ребенком данных о себе, о своей семье и правил безопасности (дорожного движения, общения с незнакомцами и так далее) зависит от того, насколько хорошо у него развита произвольная долговременная память, а также от его уровня дисциплинированности (произвольности поведения) и доверительности отношений с родителями.
Физиологическая готовность
Говоря о физиологии, вспомним о том, что шестилетние дети, как правило, еще не готовы идти в первый класс.
Существуют некоторые нормы, которым должен соответствовать первоклассник:
- рост
- вес
- готовность руки к письму
- наличие коренных зубов
- развитость физических качеств (скорость, выносливость, ловкость, сила и так далее)
- зрелость нервной системы (от которой зависят усидчивость и эмоциональный самоконтроль)
Над каждым составляющим физиологической готовности подготовка проводится отдельно:
- Рост изменить не получится
- Вес корректируется питанием и образом жизни
- Физические качества – играми и различными техниками.
Если причиной незрелости является какое-либо отклонение или заболевание – без врачей обойтись не получится!
Кроме того заранее продумайте в какие секции, кружки, записаться, чтобы получить максимум пользы для детей.
Специальные курсы и программы подготовки к школе
С помощью центров дополнительного образования и в школах иногда организуется подготовка детей к школе (есть и специализированные центры).
Если Вы готовы доверить малыша специалистам, потому что сами по тем или иным причинам помочь ему не можете, — это Ваше спасение!
Только обратите внимание, что курсы должны действительно готовить к школе, а не губить детскую психику дублированием программы!
Посмотрите видео про подготовку к школе
Я искренне желаю Вам и Вашему ребенку удачи во всех начинаниях!
До встречи, подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям!