Здравствуйте, дорогие родители! Если ваши дети медленно и с трудом читают, обучаясь в начальной школе, то эта статья будет вам полезна. Содержание статьи В 7, 8, 9, 10 лет могут возникать проблемы со зрением ребенка, его вниманием и восприятием, и как следствие – трудности при чтении. Но в 1-4 классах дети должны научиться хорошо, быстро читать, потому что в начале учебы необходимо получать много информации из учебников, иначе в дальнейшем проблемы могут усугубиться. В школе быстрота чтения измеряется количеством слов, прочитанных за минуту. Техника скорочтения позволит увеличить быстроту чтения ребенка до 600 слов в минуту. Стоит отметить, что средний показатель у взрослых составляет примерно 200. А скорость чтения Вашего школьника достаточно высокая для нормального обучения? Если Ваш ответ – «нет», то я расскажу Вам, как исправить эту ситуацию с помощью нескольких методик в домашних условиях и понять, нет ли у ребенка более серьезных проблем, а также дам парочку полезных рекомендаций. Вы спросите: «Что не так, почему мой ребенок медленно читает?» Важно понимать, что дети не виноваты в своих трудностях, и относиться к их возрастным особенностям лояльно. Ваш ребенок сейчас находится в младшем школьном возрасте. Этот период характеризуется некоторыми особенностями психики и организма. Нельзя не отметить, что ребенок может медленно читать из-за каких-либо более серьезных проблем. Очень важно вовремя их заметить и обратиться к специалисту! Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка. Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям. При данном нарушении ребенок неправильно распознает прочитанные символы, вследствие чего и в понимании смысла текста появляются сложности. Синдром нуждается в коррекции, иначе ребенок не сможет нормально читать. Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает. Эти заболевания должны диагностироваться во время медосмотра в школе (либо еще до поступления в нее). Дальнейшая коррекция особенностей здоровья или приспособление к ним может решить проблему с чтением. Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает. Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели. Есть такие вещи, о которых не стоит забывать при обучении скорочтению. Не стоит торопиться и усложнять ему задачу, заставляя читать нечто более взрослое и «умное», дабы расширить словарный запас и чему-то научить малыша. Всему свое время! Обеспечьте ему комфортные условия. Если малыш не захочет развивать свои навыки или что-то будет его отвлекать, об успехе этого дела можно забыть. Кроме того, начинать занятия следует только тогда, когда ребенок уже научился читать не по слогам, а по словам. Пусть ребенок сделает зрительную гимнастику (я расскажу Вам немного о ней в конце), разомнется, отдохнет и с новыми силами приступит к покорению новых вершин! Акцентируйте его внимание лишь на положительных установках и никогда не сравнивайте с другими детьми! Если есть желание сравнить своего ребенка с кем-то, то сравните его с ним вчерашним! Пусть у младшего школьника появится желание побивать собственные рекорды, а не оценивать себя в соответствии с чужими. Пусть малыш почаще видит своих родителей (авторитетных для него людей) с книгой в руках (не только в процессе вытирания пыли). Наши дорогие младшие школьники еще не умеют длительное время концентрировать свое внимание на нужной информации, но это необходимо для процесса обучения. Данный навык можно тренировать с помощью простых упражнений. Например, игра «Лабиринт» Ребенку требуется с помощью взгляда найти выход из лабиринта. Очень хорошо, когда ребенок умеет за мгновение распознавать не одно, а сразу несколько слов, тогда в его голове будет формироваться целостный образ. Например, он не будет сначала представлять себе человека, а затем уже действие, которое он выполняет, — ребенок будет сразу видеть человека, делающего что-то. Для расширения поля зрения также существуют различные упражнения, «Клиновидные таблицы» — одно из них. Требуется смотреть в центр строчки, параллельно называя цифры, которые он видит на ее начале и конце. Упражнение будет выполнено успешно тогда, когда малыш дойдет до последней строчки и сможет увидеть обе боковые цифры одновременно. Чтобы отучиться постоянно возвращаться к одним и тем же словам, ребенку нужно при чтении вести пальцем вдоль строки, и чем быстрее он будет это делать, тем быстрее будет и читать, понимая при этом текст. В действительности методов развития данного навыка очень много, но я расскажу и дам советы Вам о тех, которые больше всего мне приглянулись и их легко освоить. Разминка Прежде чем приступить к чтению, будет полезно сделать дыхательную разминку, чтобы весь организм успокоился и настроился, сконцентрировался на процессе чтения. 1) Вдохнуть носом и выдохнуть через рот; 2) Вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть; 3) Вдохнуть и выдохнуть порциями. Затем ребенку нужно прочитать несколько чистоговорок. Ра-ра-ра – начинается игра, Ры-ры-ры – у нас в руках шары, Ру-ру-ру – бью рукою по шару. Арка, арца, арта, арда, арла, арча, арса, аржа. Гарь – парь – жарь, дверь – зверь – червь. БТМПВЧФКНШЛЖЗЦСКВМСПЛБШГРДБЛСТПРЛГНТВСЧЦФБХНМВМРГКТБДЗЩЗБЧВНФЩМЖДШХЧМКПБРВСПТКЗРМВДГБФКЗРЧ В этой технике нет ничего сложного, принцип прост и знаком нам. Нужно сначала объяснить ребенку задание, затем дать ему текст посильного размера и сложности, установить на таймере (или засечь по секундомеру) одну минуту и начать чтение. Когда минута пройдет, зафиксировать, где ребенок остановился, и подсчитать количество прочитанных слов. Далее повторяйте чтение того же самого текста на время. Скорость чтения постепенно будет больше и больше – укажите на это, пусть ребенок замечает свои успехи и стремится к новым! Очень важно научить ребенка не просто быстро читать, но и понимать при этом, о чем говорится в тексте, что им хотел донести автор и какие выводы можно сделать на его основе. Скажите ребенку прочитать какой-нибудь текст настолько быстро, насколько он может. После прочтения задайте ему пару-тройку вопросов по тексту. Повторяйте упражнение до тех пор, пока ребенок не сможет ответить на Ваши вопросы. Как уже было сказано, следование пальцем по тексту упрощает и ускоряет процесс чтения. Только теперь помогите своему ребенку! Пусть он читает, пока Вы будете вести пальцем вдоль текста, постепенно набирая скорость. Своеобразный соревновательный элемент, стимул извне, заставит школьника стремиться к ускорению процесса. Попросите малыша исправить предложения, в которых перемешаны слова. Пусть это будет 5-8 несложных предложений, увеличивайте нагрузку постепенно. Примеры: 1) «Снег и дома спокойно на опускался» — «Снег спокойно опускался на дома»; 2) «Манной Маше дали каши нашей» — «Нашей Маше дали манной каши»; 3) «До электричке мы доехали на станции» — «Мы доехали до станции на электричке»; 4) «Рыбалке ловят рыбаки на рыбу» — «Рыбаки на рыбалке ловят рыбу» и так далее. Упражнение хорошо тренирует речевую гибкость, внимательность, память и поле зрения. С целью вовлечь ребенка в занятие, внести разнообразие и вызвать интерес, предложите ему читать тот или иной текст, пародируя интонации различных мультипликационных персонажей или животных. Приготовьте для данного упражнения 10-15 слов. Разбейте каждое из них на 2 части и обе части напишите на отдельных карточках. Оформите их ярко и привлекательно, чтобы заинтересовать малыша. Пусть он найдет и соединит две части одного слова, а Вы каждый раз перемешивайте карточки. Давайте ребенку сначала слова из двух слогов, шаг за шагом усложняйте задачу. Эта тренировка развивает зрительную память, мышление и словарный запас школьника. Разумеется, нельзя забывать о здоровье глаз школьника! Чтение очень напрягает глаза, поэтому я хочу Вам посоветовать упражнения для зрительной гимнастики. 1) В начале разминки нужно закрыть глаза и недолго, без надавливания, помассировать веки пальцами. 2) Свести глаза к центру (посмотреть на нос), а затем вверх (на потолок), повторять чередующиеся действия. 3) Затем повращать глазами в направлениях, указанных на изображении, опустив/подняв веки. 4) Потом ребенку следует смотреть на какие-либо близкие и дальние предметы, чередуя действия. 5) В завершение разминки следует помассировать глазки так же, как это было сделано в начале. Невозможно обойти стороной, такую книгу, как «Скорочтение для детей 6-9 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиля Ахмадуллина. Если Вы хотите еще лучше помочь своему школьнику, то обязательно познакомьтесь с ней! Данная методика получила огромное распространение и множество наград. Шамиль Ахмадуллин – детский психолог, он настоящий профи в проблемах эффективности детского обучения! Только представьте – он разработал более 40 собственных методик, направленных на решение таких проблем, и основал целые школы скорочтения и развития памяти! Этому человеку можно доверить развитие своего ребенка! Вы можете помочь своему ребенку раскрыть его потенциал! В заключении посмотрите видеоролик Как обучить ребенка быстро читать в домашних условиях? Надеюсь, что у Вас все получится! Если информация показалась Вам полезной и интересной, поделитесь ей с друзьями, подписывайтесь на мой блог, статью и ждите новостей! Всем хорошего дняОсновные показатели скорости чтения
Средние показатели для детей начальной школы
Показатель для взрослых
Возрастные особенности и трудности при чтении
Серьезные проблемы, нарушающие процесс быстрого чтения
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Дислексия
Медлительность
Нарушения слуха и зрения
Дизартрия
Правила совершенствования навыков чтения
Развитие способностей психики и организма
Произвольное внимание
Поле зрения
Возвратные движения глаз
Методики развития быстрого чтения
Упражнения для четкости произношения (артикуляционная гимнастика)
Упражнения для быстрого чтения
Памятка про зрительную гимнастику
Бонус
С уважением,
Анастасия