Как научить ребенка выговаривать букву р

Ребенок на фоне проблем выговаривания

Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка выговаривать букву р и самом трудном звуке «Р».

Что делать, если ребенок не выговаривает букву р?

Подробно о методиках, позволяющих произносить р правильно и чётко, подберём упражнения для буквы.

Ведь красивая и грамотная речь – это залог успеха любого человека в современном мире.

Большинство родителей начинают замечать трудности с произношением детей, когда те уже пошли в школу. Как правило, это отражается, и на письме, и на чтении. Когда ребёнок маленький, мама с папой сами не замечают, как коверкают язык, «сюсюкаются» с малышом. Вместо «машинки» появляется «масынка», вместо «братика» вдруг возникает «блатик». Так и получается, что маленькие ребятки, не зная, как правильно, повторяют всё за старшими.

Самые распространенные проблемы: неправильное произношение звуков «Р», «Ш», «Л».

Это лишь малая часть того, с чем приходится сталкиваться логопеду. А чем старше ребёнок, тем сложнее последним исправить ситуацию. Всё чаще дети говорят: «я не выговариваю букву».

 

Содержание статьи

Почему сложно выговаривать звук «Р»

Спросите любого иностранца, изучающего русский язык: что сложнее всего?

И они все, как один скажут: звук «Р». Все дело в том, что для произношения этого непростого звука требуется несколько составляющих. Хорошие мышцы языка, правильный артикуляционный выдох и четко сложенный речевой аппарат.

Как уже говорилось в предисловии, зачастую, в сложностях своего чада виноваты многие родители. Чаще всего не сознательно. К примеру, папа всю жизнь картавил и ему об этом никто не говорил. Он всю жизнь прожил с мыслью, что это норма. А его дети просто по подражанию начали повторять за отцом. В этом варианте, при сохранном речевом аппарате звук поставить будет не так сложно.

Но причиной может быть и другое: ребёнок имеет трудности с физиологической точки зрения. Сюда можно отнести слабый артикуляционный аппарат, готическое нёбо или неправильный прикус. Тут уже необходима работа нескольких специалистов с полной и всецелой поддержкой родителей.

Как научиться говорить букву р?

Основные логопедические нормы

Здесь мы затронем две очень важные темы.

Как правильно произносить звук «р»? Во сколько лет ребёнок должен это делать?

Основные рекомендации логопедов гласят: к школе ребёнок в норме должен выговаривать все звуки.

А ещё лучше годам к пяти в садике.

Ведь чем старше малыш, тем сложнее корректировать его речь. К сожалению, рост речевых нарушений у школьников показывает, что на речь обращают внимание достаточно поздно.

В детских садах просто не успевают скорректировать звуки у детей, так как нарушения встречаются у каждого второго ребёнка.

Если Вы читаете эту статью, у меня для Вас хорошие новости!

Вы уже обратили внимание на проблему.

А мы сайт https://healthbeautyblog.ru и наш логопед Соловьева Елена Сергеевна поможем Вам, как научить ребенка говорить звук правильно.

Итак, как же правильно произносить звук «Р»?

Звук должен быть звонким, громким и раскатистым. Язык должен вибрировать по нёбу.

Не совсем понятно?

Давайте разбираться.

Пройдите ниже тест и поймете, правильно ли Вы произносите звук «Р».

 

Проверь себя и своего ребёнка: тест на произношение

Тест можно легко проводить дома. Для этого не нужны специальные приспособления. Потребуется зеркало и немного времени.

  1. Встаньте перед зеркалом в хорошо освещённом месте.
  2. При произношении звука обратите внимание на губы. Они должны быть слегка приоткрыты. Как будто за звуком «Р», Вы хотите произнести любой гласный. Если это не так, следует немного открыть рот.
  3. Нащупайте языком за передними зубами 2 бугорка (они называются альвеолы). Ваш кончик язык должен касаться именно их. Иногда ребёнок пытается их нащупать, но не находит. В этом случае можно нащупать их сначала указательным пальчиком.
  4. Когда вы произносите звук, воздушная струя свободно должна проходить между небом и языком.
  5. Зубы не должны быть сжаты.
  6. Боковые края языка соприкасаются с верхними зубами.
  7. Вы чувствуете, как вибрируют ваши связки.
  8. Вибрация языка происходит с помощью мощного выдоха.

Если все критерии соблюдены, поздравляю! У вас прекрасный звук «Р».

Распространенные ошибки в речи

Если Вы до сих пор не определились, получается ли у вас звук «Р», обратите внимание на следующие критерии. Эти примеры показывают, что звук нарушен.

  1. Картавыми принято называть всех людей, которые не могут произнести сложнейший звук. Но на самом деле под картавостью подразумевается конкретное нарушение. Горловое звучание «Р». В этом случае вместо правильной вибрации языка присутствует вибрация в горле, а точнее в мягком нёбе. Такое звукоизвлечение характерно для людей, разговаривающих на французском языке.
  2. «Р», выходящее через бок. Воздушная струя проходит не по центру рта, а смещается в правый или левый бок. При этом одна часть языка плотно прижата к коренным зубам, а другая «провисает». На выходе получается «рль».
  3. Английское «Р». Для русскоязычного человека характерно длинное, протяжное, вибрирующее «Р». При таком отклонении кончик языка не вибрирует, а прикасается к твёрдому нёбу единожды. Получается английский чопорный «r».

Какое ещё произношение неправильное

  1. «Р», произнесённое в нос. Создаётся впечатление, что у вас всегда насморк. Воздушная струя, участвующая в качественной артикуляции перенаправляется в нос. Подвижность языка отсутствует. Рот широко открыт. И вместо «Р» мы слышим «нг», например, «Нгабота», «Нгис». Язык при этом вялый и совершенно не вибрирует.
  2. Губное «Р». Правильная вибрация – 90% успеха, но здесь мы сталкиваемся с тем, что вибрация уходит в губы. Это мешает четкому проговариванию. Получается микс звуков: «тпр». Вам наверняка часто доводилось слышать, как совсем малыш играет с губами и выдаёт забавные звуки. Это тот самый случай, но уже закрепившийся.
  3. Замещение звука. «Р» в такой речи заменяется на различные звуки, чаще на «л», «г», «в». Например, «лотик», «готик», «вотик» вместо «ротик».
  4. Отсутствующий «Р». Если малышу трудно произнести звук или у него плохо получается, он просто пропускает его в словах. Получается «ынок», «коова», «ыба», «акушка», «ченый котенок».

Физиологические особенности детей: длина уздечки, подвижность языка

Физиологические особенности могут повлиять на речь вашего чада. Некоторые требуют вмешательства определённых специалистов.

Короткая уздечка

Уздечка позволяет языку быть подвижным, выполнять любую артикуляция. Нормальная уздечка способствует красивой речи, произнесению чистых звуков. Если вы обнаружили, что у ребёнка короткая уздечка не стоит сразу бить тревогу. В каких-то вариантах работа с логопедом может помочь: уздечка растянется, позволив малышу коснуться языком нёба. В более сложных случаях понадобиться медицинское вмешательство: подрезание уздечки.

Слабость речевого аппарата

Неподвижность лицевых мышц воздействует на речь малыша. Степень выраженности разная. Лёгкая, которую просто исправить артикуляционными упражнениями, дыхательной гимнастикой. Сложная, где необходим логопедический массаж. Тяжёлые случаи: когда у ребёнка дцп, нужно комплексное воздействие. Но даже при такой помощи специалисты не дают гарантий.

Неправильный прикус

Не правильно сформированный прикус может сыграть плохую шутку и отсрочить чистую речь ребёнка. В этом случае придётся обратиться к ортодонту, а затем возобновлять занятия с логопедом.

Аденоиды

При возникновении аденоидов у детей происходит разрастание и заболевания лимфоидной ткани носоглоточной миндалины.
Это ведет к невнятной рече, формированию неправильного прикуса и изменению голоса на фоне снижения слуха.

1 этап – подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука

Важно! Артикуляционную гимнастику выполнять строго перед зеркалом. Взрослый показывает, а ребёнок одновременно, смотря на себя в зеркало, повторяет. Тренировки должны быть регулярными и постепенно ваш сын или дочь осваивают комплекс упражнений.

Упражнения «Заборчик» — «Трубочка» чередуются 5-10 раз.

Упражнения «Качели», «Часики» выполняются в медленном темпе!

 

Упражнение «Грибочек» выполняется статично. Если у ребёнка не получается освоить упражнение, попросите его поцокать язычком, «как лошадка». Пока малыш цокает, остановите его в тот момент, когда язык оттолкнется от нёба. Далее предложите дошкольнику продвинуть язык за передние зубки, не отрывая от нёба, тогда получится упражнение «Грибочек». Обычно, чтобы добиться растяжения языка, поднять его наверх и дотянуться до альвеол уходить 2-3 занятия.

При выполнении упражнения «Барабан» предложите ребёнку спрятать язычок за передними зубками, как показано на картинке, а потом «побарабанить» туда, произнося чётко и отрывисто звук «Д».

2 этап – дыхательная гимнастика

Важно! Даже в домашних условиях дыхательную гимнастику выполнять не более 2-3 минут, иначе у ребёнка может возникнуть головокружение. Заниматься нужно в свободной одежде, не сковывающей движения.

  1. Сначала попросите ребёнка глубоко подышать. Глубокий вдох носом, длинный выдох ртом.
  2. Затем переходите к упражнению «Ветерок». Вам понадобиться лёгкая длинная полоска бумаги (желательно от бумажного платочка или салфетки). Поднесите полоску бумаги к лицу ребёнка и попросите подуть на неё (полоска должна подняться вверх). Следите за тем, чтобы ребёнок не надувал щёки! Нужно сделать глубокий вдох и затем тихонько подуть на полоску бумаги!
  3. Следующее упражнение «Снежок»: кладём на носик ребёнку маленький кусочек ватки и просим подуть его так, чтобы ватка подлетела вверх. Следите за тем, чтобы воздушная струя выходила спокойно, без рывка. Необходимо наблюдать, чтобы малыш не надувал щёки.

Не всегда у малыша получается сразу.

Если вчера он не смог выполнить упражнение, то сегодня у него может получиться.

 

3 этап — Приёмы логопеда: как научить правильно произносить «Р»

После того, как мы произвели с ребёнком предварительную артикуляционную и дыхательную гимнастику, можно приступить к планомерному обучению и постановке звука р.

Артикуляция. Крайней частью языка прикасаетесь к альвеолам (бугоркам за верхними передними зубами). Боковины языка плотно прилегают справа и слева к верхним зубам. Язык своей фигурой похож по форме на небольшую ложечку. Под силой воздушной струи кончик языка дребезжит. Голосовые связки включены.

Характеристика звука: «Р» — твёрдый звонкий согласный.

Как научить ребенка выговаривать букву р?

Первый способ постановки «Р»

Ребёнок очень звонко говорит Д, прижимая краешек языка к наружной части альвеол (бугорочек на нёбе за верхними передними зубами). Продемонстрируйте медленно это действие. В коррекции звукопроизношения самое важное понимание и последовательность действий. Звук получается протяжным (язык как можно больше держится у альвеол).

  1. Объясните малышу, что его язык – парус, который надувается ветром. На звук Д пусть надувает язык, как парус.
  2. Пусть трогает пальцем нижнюю поверхность языка, чтобы понять, как он становится упругим и «гудит» (наполняясь ветром), что его нужно растянуть. Иногда это даётся нелегко.

Необходимо сильно «надуть парус», чтобы тот затрепетал под силой выдыхаемого воздуха, чтобы воздушный поток прорвал парус (оторвал язык от бугорков). На расправленной руке, приведённой ко рту, ребёнок почувствует сильный ветер.

Возможно, у ребёнка выйдет звукосочетания похожие на ТР-Р-Р или ДР-Р-Р.

Обратите внимание!

  1. При произнесении звука Д язык не должен отрываться от альвеол.
  2. Если ребёнок «роняет» язык, кладите ему на кончик языка небольшой кусочек фольги от шоколадки. Подобное стимулирует его держать язык. Попросите ребёнка «приклеить» фольгу к небу в области альвеол.
  3. Скажите, что кусочек фольги – «это звук Д».
  4. Малыш будет пытаться надувать парус своим воздушным потоком и удерживать Д (фольгу) на бугорочках. Может получиться сочетание Д-Р-Р-Р.
  5. Если звук Р не выходит – это нормально. В этом случае предложите ребёнку усилить ветер и выплюнуть звук Д (фантик) себе на ладонь.

Пока ребёнок «тянет» Д, коротким быстрым движением подтолкните его язык шпателем вглубь рта. Это поможет «запустить» вибрацию. Потом учим ребёнка делать это самостоятельно.

Закрепление «Р» в первом способе

Закрепляйте сочетание звуков ДР-Р-Р. Не добивайтесь протяжного Р.

Пусть ваш кораблик учиться говорить. Проговаривание по карточке с символом А слог ДР-Р-РА.

Помогите ребенку, акцентируйте внимание на «дребезжащем» звуке.

Закрепляйте качественный звук в слогах ДРУ, ДРО, ДРЭ, ДРЫ по картинкам. Потом можно приступить к повторению слогов за педагогами или родителями.

Активизируйте звук Р в словах, которые начинаются с ДР: драка, друг, дрова, дрозд, драма, дракон, дружба, трава, а затем и в других словах. Повторяйте чистоговорки и скороговорки. Учитесь проговаривать «Р» в небольших рассказах. Разучивайте стишки.

Занимайтесь каждый день.

Считается, что регулярные тренировки в домашних условиях помогают быстро ставить звуки и проводить занятия наиболее эффективно.

Закрепление «Р» в первом способе

Второй способ постановки «Р»

Начнём с протяжного звука З (краешек языка прикасается к альвеолам). Верхние передние зубки строго над нижними, между ними небольшой зазор.

  1. З произносится очень звонко.
  2. Малыш «чувствует, как З просачивается» между альвеолами и языком.
  3. З «дребезжит» на кончике языка.
  4. Если язык располагается там, где нужно, вместо З будет слышен фрикативный Р (длительный, глуховато «жужжащий» звук, напоминающий Р, но без вибрации).
  5. Фрикативный Р вы сможете почувствовать, если подставите ладошку ко рту ребёнка.
  6. Для большей внятности произношения нужно продвинуть чуть вперед нижнюю челюсть (имитировать неправильный выдвинутый прикус).

Расскажите школьнику, что такие звуки издаёт муха, когда ударяется о стеклянную поверхность.

Пусть ребенок останавливает «жужжание мухи» и произносит звук Т (муху прижал языком к бугоркам и тут же отпустил, но только придерживай ее языком, чтобы она не вылетела изо рта, пусть жужжит).

Выйдет так: r Т r Т r Т ( r обозначает фрикативный Р).

 

Обратите внимание!

  1. Между звуками r и Т ничего не должно быть. Никаких гласных звуков.
  2. Школьник постоянно чувствует, как «муха жужжит», прижатая краешком его языка к бугоркам за передними зубками. (так он будет ощущать в этом месте струю воздуха).
  3. Такое воспроизведение звука подталкивает ребёнка задерживать дыхание, поэтому время от времени дайте малышу подышать (можно вспомнить простые упражнения из дыхательной гимнастики).

Затем необходимо быстро и кратко повторить звук r, чтобы звуки r и Т заменяли друг друга. Фрикативный Р будет произноситься с дрожанием на кончике языка, выйдет нечто похожее на дребезжание трактора: ТР-ТР-ТР.

Если малыш «роняет язык», кладите ему на кончик языка обрывок фольги. В таком положении это будет «муха».

  1. Пусть ваше чадо прижмёт муху к бугоркам, придерживает её языком и попробует сдуть. Возможно, сразу выйдет сочетание ТР-Р-Р.
  2. Если нет, пусть прижимает и отпускает муху, как в предыдущем задании. Будет слышаться ТР-ТР-ТР.
  3. Для «запуска» вибрации «подтолкните» язык школьника коротким быстрым рывком внутрь рта. Делайте это аккуратно.

Закрепление «Р» во втором способе

Укажите ребёнку на «дрожащий» звук, объясните, что именно его вы разучиваете.

Малыш должен останавливать трактор (ТР-ТР-ТР) длительными паузами.

Давайте сигнал – отстукивайте ритм. Сформированность фонематического слуха здесь очень важна.

В конечном итоге получиться изолировать ТР.

Предложите проговорить ТР один раз.

Научите муху говорить слог ТРА по карточке с символом А, и так далее, добавляя новые слоги, а затем слова. Если малыш заменяет звуки, стоит их дифференцировать.

Третий способ постановки «Р»

Здесь уже нужно прибегнуть к механике. Вам понадобятся ватные палочки, пользуйтесь ими очень аккуратно, следя за состоянием малыша.

Школьник издаёт протяжный звук З, краешком языка прикасаясь к альвеолам. «Вылетает» фрикативный Р.

В то время, как ребёнок произносит фрикативный Р, аккуратно введите ему под язык конец ватной палочки.

  1. Аккуратно, но быстро двигайте палочкой из стороны в сторону под языком ребёнка, задевая снизу кончик языка. В тоже самое время палочка должна касаться и альвеол. Это позволит малышу направить воздушный поток – школьник будет дуть в место касания.
  2. Возникнет вибрация языка. Выйдет грубоватый Р.
  3. Важно, чтобы ребенок не прекращал тянуть звук Р.
  4. Рот необходимо чуть приоткрыть. Только для того, чтобы в него входила палочка для помощи «дрожания» языка.

Скажите ребенку, что он выговаривает Р (словно рычит большой тигр).

После того, как вибрация станет постоянной, проговорите слог РА по карточке с символом А (учите тигра разговаривать).

 

Обратите внимание

  1. Когда вибрирующий звук больше похож на Р, кладите на стол карточку. Когда малыш произносит гласный, резко убирайте палочку.
  2. После ребенок кратко проговаривает слоги РА-РА-РА (рычит). Каждый раз «заводите его язык» ватной палочкой.

Теперь убираем механическое воздействие. Малыш произносит РА-РА-РА. На одном из слогов (только не на первом) не касайтесь палочкой его языка (не «заводите» вибрацию). Школьник скажет слог сам.

Ребенок не должен заметить, что вы не участвуете в его произнесении. Как только он это почувствует, у него пропадёт вибрация. Поэтому шевелите у него на альвеолах палочкой, только не задевайте язык.

Сперва он произнесет без вашей помощи 2 и более слогов.

Когда он будет сам проговаривать слоги, подскажите ему, что он «рычит» без вашей помощи. Предложите самому сказать слог РА.

Если не выйдет, для «запуска» вибрации коротким быстрым движением подтолкните язык внутрь рта. Повторяйте, пока он не научится произносить Р безо всякой помощи.

Закрепляем  букву «Р» в слогах, словах и предложениях

Изолированное произнесение звука «Р».

Игра «Звуковые дорожки».

На моей планете много роботы и мы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и его старшему брату Коле починить зонт на случай дождя.

Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук «Р».

Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук «Р». Назови их, не забудь правильно произносить звук «Р».

Связная речь и автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. Если на мольберте выставлены картинки.

 

 

Весёлые упражнения для малышей и их родителей

Нарисуйте шкалу, вырежете звёздочки. Соревнуйтесь, кто лучше сможет выговорить букву, запомнит больше стихов и заработает больше звёздочек. Это очень мотивирует малышей.

Работа
РА-РА-РА – на работу мне пора.

РО-РО-РО- я работаю в бюро.

РУ-РУ-РУ — я приду туда к утру.
РЫ-РЫ-РЫ – на работе все добры.

Маляр
РА-РА-РА — вызвали мы маляра.
РУ-РУ-РУ – комнату я приберу.

РЫ-РЫ-РЫ – красим всё для детворы.

РО-РО-РО – тоже буду маляром.

Уха
РА-РА-РА — от костра идёт искра.
РУ-РУ-РУ – искры скачут на ветру.
РО-РО-РО – наберу в реке ведро.
РЫ-РЫ-РЫ – сварим из реки дары.

Комар
АР-АР-АР – на ребят напал комар.
ОР-ОР-ОР – дети сразу за забор.

УР-УР-УР – комар ловок чересчур.
ЫР-ЫР-ЫР – на руке растёт волдырь.

Инжир
УР-УР-УР – мы поедем с братом в тур.
ЫР-ЫР-ЫР – будем пробовать инжир.
РЫ-РЫ-РЫ – вкусный он без кожуры.
ОР-ОР-ОР – главное утихомирить жор.

Дифференциация звуков

Чтобы ребёнок не путался в звуках в обычной речи, ему нужно помочь их дифференцировать. Сделать это не трудно. Для буквы р для детей ниже приведены несколько интересных игр.

 

Картинки с Р и Л

Сколько времени это займёт

Важно помнить, что нет двух одинаковых детей. Каждый ребёнок уникален. Как быстро пойдёт процесс  улучшения – неизвестно. Одному малышу может понадобиться пять занятий, а другой будет «биться» над звуком не один месяц. В этом деле главное терпение и настрой родителей и специалиста.

Необходимо поддерживать интерес ребёнка к логопедическим занятиям, ведь постоянное повторение артикуляционных заданий может утомлять. Отводите на гимнастику ежедневно 5-7 минут, а затем применяйте игровые методики, чтобы постановка речи превратилась в увлекательное путешествие, а не каторгу.

Помогайте малышу говорить р, поддерживайте его. Хвалите за самые, даже маленькие успехи. И не ругайте, если у него не получается. Ребёнку не привычна новая артикуляция, он месяцами говорил по-другому. Дайте ему время.

Часто бывает так, что постановка звука «Р» занимает совсем немного времени. А вот закрепить, автоматизировать и ввести в речь – это задачка посложнее. На это может уйти 2-3 месяца. Мотивируйте своего малыша и если он старается, то у него всё обязательно получится.

К кому обратиться за помощью

В этой статье мы подробно описали, что делать, чтобы подготовить ребёнка к постановке звука. Изложили три отличных способа для постановки звука и несколько интересных вариантов занятий для его закрепления. Но если вам не удаётся помочь своему малышу самостоятельно, вы всегда можете обратиться к специалисту. Вопрос этот не сложный, но каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

Первый, к кому идут с данной проблемой, конечно, логопед. Логопед своевременно выявит нарушение и поможет его устранить.

Бывают случаи, когда логопед может посоветовать обратиться к дефектологу. Это специалист в области коррекционный педагогики. Он помогает развивать речь, память, внимание и мышление детишкам с особенностями развития.

Если же имеет место физиологический недуг (неправильный прикус, нарушение дыхания, осложнения на легких, короткая уздечка или проблемы с подъязычной связкой) вам понадобиться помощь медицинского работника.

Пугаться этого не нужно. Ведь вовремя оказанная помощь специалистов по логопедии даст вашему чаду шанс на красивую, чистую речь и хорошую дикцию.

Заключение

Мы https://healthbeautyblog.ru постарались подготовить для вас полезные советы, если ребёнок не выговаривает букву р. Ответить на самые частые популярные вопросы. В каком возрасте начинать коррекцию? Какие разминки выполнять и как правильно растягивать язык?  Надеемся, что уже после 2-3 занятий вам с ребёнком удастся «зарычать». Главное, делайте всё строго по шагам и проявите выдержку. Если Вам оказалось недостаточно, упражнения для выговаривания буквы, вы можете посмотреть видео на youtube.

Уроки по запросу: «как научиться выговаривать букву р» или «научить говорить ребенка букву р», «журнал логопеда».

Чаще всего дети схватывают всё быстро, ваша задача закрепить результат.  Так же вы можете узнать: как быть с другими согласными, как поставить шипящие? Подписывайтесь, делитесь опытом в комментариях. Ну, а мы с Вами прощаемся до следующей статьи.

https://healthbeautyblog.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий