Если у вас есть дети, то вы понимаете, как это тревожит – когда у ребенка появляются сложности развития, мешающие в учебе и в жизни целом. Содержание статьи Так что же такое дислексия, в чем ее особенность и какие существуют формы нарушения? Важно помнить, что дислексия – не заболевание, а лишь нарушение речевого развития. Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева, на данный момент сложилась такая ситуация, Также известно, что примерно 15% населения Земли страдают данным нарушением. Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы Можно выделить несколько форм дислексии. Стоит поговорить подробнее о признаках каждой из этих форм. В данном случае проблема заключается в том, что ребенок плохо отличает похожие звуки (даже те, которые находятся в сильной позиции). Дети, страдающие этой формой дислексии, путают местами слоги и буквы. Здесь имеют место быть трудности в зрительном распознавании образов букв (например, путаница среди похожих в написании В/З, Т/Г и так далее), а также нарушение ориентации на листке среди строк, клеточек и прочего. Из названия можно заметить, что проблема связана с памятью. Ребенок попросту не может запомнить буквы, как они выглядят и читаются. Выражается в проблемах распознавания азбуки Брайля слепыми детьми тактильно Эта проблема возникает у детей при беглом чтении. Можно выделить несколько признаков. Эта форма дислексии проявляется при нарушении в понимании верно прочитанного текста. «Это не болезнь, это то, как я общаюсь с миром. Я говорю на языке никому недоступном. Но если бы люди могли слушать сердцем, они бы поняли,что я говорю…» Я Сён Ко Одна из вещей, которые также очень важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения. Без специалиста – логопеда – мы определить причину не сможем, но можем ознакомиться с большей частью факторов, вызывающих нарушение. Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная причина встречается далеко не всегда. Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии. Если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к речевым трудностям при понимании текста. Исследования показывают, что среди однояйцевых близнецов вероятность того, что оба будут страдать дислексией – примерно 70%, а у обычных сиблингов (братьев и сестер) – около 40%. Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильное речевое обучение, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье могут привести не только к дислексии, но и ко многим иным проблемам. Если ребенок еще не ходит в школу или только начал свое обучение, то иногда низкий темп чтения и ошибки ему простительны. Однако если в процессе учебы продвижения нет, проблема остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься. Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы. Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники. Задумайтесь, каким будет качество образования ученика, если он читает медленнее всех ровесников, либо быстро, но допускает множество ошибок за раз? Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе учебы пропадает интерес и опускаются руки? Вполне возможно даже, что над ребенком подшучивают одноклассники, а учитель ругается, не понимая, что дислектик ни в чем не виноват (не все учителя компетентны в логопедии). При коррекционной работе также могут возникнуть сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо. Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе). Он узнает это не просто как правило, формальность, а впитывает в себя, развивает интуитивную грамотность. Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет «впитывать в себя речевую грамотность». Если не корректировать дислексию в детстве, то проблема останется у человека и во взрослом возрасте, а тогда уже ее вылечить будет крайне сложно (если вообще возможно). Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться. Помните, что только логопед и нейропсихолог могут поставить диагноз, только они помогут распознать причину возникновения трудностей и только они расскажут, как лечить дислексию (или нивелировать ее осложнения, если лечение невозможно)! Если диагноз подтверждается, то для ребенка назначается ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Давно известно, что развитие речи связано с мелкой моторикой. Занимайтесь вместе с детьми дома лепкой, аппликацией, оригами, другим рукоделием и занятиями, направленными на улучшение мелкой моторики. Таким образом Вы не только поможете детям в развитии речи , но и сблизитесь с ними, проводя время вместе за интересным делом. Этот пункт можно разбить на несколько подпунктов, но, думаю, основной принцип понятен – оказать психологическую помощь для детей, создать комфортную обстановку для решения проблемы. Обычно логопед занимается с ребенком с помощью тех или иных упражнений,периодически проводит тесты для контроля. Дислексию, наряду с дисграфией, нередко называют болезнью гениев. Научных оснований ставить знак «равно» нет, но повод так полагать, помимо статистики, есть. Когда какая-либо функция мозга недоразвита, она компенсируется другими способностями. Но это вовсе не значит, что дислексию лечить не нужно, ребенок может добиться успеха и без гениальности, приобретенной сомнительным способом. Примеры гениальных успешных людей с дислексией: Владимир Маяковский, Стив Джобс, Илон Маск, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Стивен Спилберг, Никола Тесла, Пабло Пикассо и многие другие. В 2016 году Марией Пиотровской, общественным деятелем и мамой ребенка с дислексией, учредила «Ассоциацию родителей детей и взрослых с дислексией». В заключении посмотрите видео с упражнениями для преодоления дислексии и дисграфии Желаю, чтобы Ваши дети росли здоровыми и развивались правильно! С уважением,
Одна из таких сложностей – дислексия у детей. Понимаю, что звучит это слегка пугающе, но на самом деле не нужно сильно бояться этого зверя – его можно приручить.
Детям с дислексией можно помочь, если вовремя ее определить, отличить от других проблем, обратиться к специалисту и начать лечение.
Как это сделать и что вообще такое дислексия – разберемся вместе прямо сейчас!Понятие
Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются.
В основном дислексия проявляется у детей младшего школьного возраста.
Не следует путать дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда.
Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней.
Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех проблем с письменной речью.
Но в России признаются отдельные названия для разных нарушений: дислексия, дисграфия, диспраксия, дизорфография и прочие.
что примерно 64% первоклассников входят в зону риска развития дислексии и некоторых других проблем с речью.
Симптомы дислексии и признаки присущие каждой форме у ребенка
Фонематическая при плохом распознавании слова ребенком
Например, слово «жук» он может прочитать как «шук», а «дом» как «том».Аналитико-синтетическая форма у ребенка
Допустим, написано: «За домом», а ребенок читает: «Да зомом» или «За модом» и так далее.Оптическая — трудности распознавании образов букв у ребенка при чтении
Мнестическая — проблемы запоминания букв у ребенка
Тактильная — встречается у слепого ребенка
Аграмматическая — неправильное чтение ребенком окончания слова
В каждом из них ребенок читает начало слова правильно, а конец искажает, «достраивает» в уме из-за спешки.
Семантическая при нарушении понимания ребенком чтения слова
Причины дислексии у ребенка
Без этого у Вас не будет ясного представления о том, как помочь ребенку.
Конечно, это непросто, потому что симптомы и причины могут быть разными.
Некоторые из них зависят от формы дислексии.
Умственная отсталость или задержка психического развития ребенка
В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность).
У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество иных признаков, полноценный диагноз поставить могут только специалисты.Системное недоразвитие речи ребенка
Неслаженная работа левого и правого полушарий мозга
К этому фактору могут привести родовые травмы, нарушения во время беременности, а также нарушения моторного развития.
С последним может быть связано, например, слишком раннее обучение детей ходьбе.
Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня развития и появились проблемы с речью.
Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.Наследственная предрасположенность у ребенка
Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Такой метод генетического исследования называется «близнецовый метод», ведь у однояйцевых близнецов данные ДНК абсолютно одинаковые, будто они биологически – один и тот же человек.Недостаточный речевой опыт ребенка может потянуть другие проблемы
Ранний возраст обучения ребенка
Последствия для ребенка
Успеваемость ребенка в школе
Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом дома делать домашнее задание.
Учебная мотивация ребенка к обучению чтения
А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика.
Представьте, как ему сложно, когда все получается из рук вон плохо, а урок чтения (литератур) похож на кошмарный сон.
Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, такой проблемы нет.
Речь и словарный запас ребенка
Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.
Дислексия во взрослом возрасте
Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией.Коррекция дислексии у ребенка
Обращение за помощью к специалисту
Хорошо, если специалист есть в школе, но если нет – нужно искать его в специализированных учреждениях.
Да, процесс коррекции займет определенное количество времени, придется потратить на это силы и, возможно, деньги, но собственное устранение,закрытие на проблему глаз или занятие самолечением – не лучшие выходы из ситуации.
Те методы коррекции, о которых пойдет речь далее, не являются лечением для сложных форм дислексии и могут только помочь легче пережить трудности.Развитие мелкой моторики ребенка
Психологический комфорт и нужно ли заставлять ребенка читать текст много времени
Упражнения для преодоления трудности чтения у ребенка
Иногда можно прорабатывать такие упражнения и в домашних условиях (если ребенок от них не устает).
Занятия могут быть самые разные.
Дислексия – болезнь гениев
Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией
Данная организация занимается просвещением населения в вопросах дислексии, организует вебинары по обучению коррекции, летнюю школу,включая детей до 7 лет и прочие мероприятия.
Ассоциация имеет свой сайт и страницы в социальных сетях – это очень полезно и удобно для Вас.
Подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям, буду ждать Вас здесь снова!
Анастасия