Если у вас есть дети, то вы понимаете, как тревожит если у ребенка появляются сложности развития, мешающие в учебе и в жизни целом.
Одна из таких сложностей – дислексия у детей. Понимаю, что звучит это слегка пугающе, но на самом деле не нужно сильно бояться этого зверя – его можно приручить.
Из этой статьи вы узнаете как это сделать с наименьшими затратами нервов и сил.
Детям с дислексией можно помочь, если вовремя определить, распознать симптомы отставания от сверстников, отличить от проблем обычных школьников, обратиться к специалисту и начать лечение.
Как это сделать и что такое дислексия – разберемся вместе прямо сейчас!
- Понятие дислексии и отличие от нарушении письма дисграфии
- Симптомы дислексии и признаки присущие каждой форме
- Фонематическая при плохом определении звуков слова
- Аналитико-синтетическая форма или слоговая
- Оптическая — трудности обработки образов при чтении
- Мнестическая — проблемы памяти по запоминанию букв
- Тактильная — встречается у слепого ребенка
- Аграмматическая — неправильное чтение окончания слова
- Семантическая при нарушении понимания чтения слова
- Причины дислексии
- Умственная отсталость или задержка уровня психического развития
- Неслаженная работа полушарий мозга
- Наследственная предрасположенность
- Недостаточный речевой опыт может потянуть разные расстройства
- Ранний возраст обучения
- Последствия для детей и необходимость лечения
- Успеваемость в школе
- Учебная мотивация к обучению
- Речь и словарный запас маленького человека
- Дислексия во взрослом возрасте
- Коррекция дислексии
- Обращение за помощью к специалисту распознать причину
- Коррекции с помощью развития точности движений
- Психологический комфорт и нужно ли заставлять ребенка читать текст много времени
- Упражнения от логопеда для преодоления негативных процессов при чтении
- Дислексия – болезнь гениев
- Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией
Понятие дислексии и отличие от нарушении письма дисграфии
Так что же такое дислексия, в чем ее особенность и какие существуют формы нарушения?
Важно помнить, что дислексия – не заболевание, а лишь нарушение навыка необходимого в произношении речи.
Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются.
В основном дислексия проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Не следует путать тип — дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда.
Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней.
Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех затруднений с письменной и устной речью.
Но в России признаются отдельные виды для разных отклонений обычных навыков : дислексия ( речь), дисграфия (трудности писать), диспраксия (навык движений у детей), дизорфография ( неумение на письме применять выученные орфограммы) и прочие.
Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева,
на данный момент сложилась такая ситуация,
что примерно 64% первоклассников входят в зону риска развития дислексии и некоторых проблем с речью.
Также известно, что примерно первые 15% населения Земли испытывают данные физиологические нарушения.
Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы
При различных расстройствах речи у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом возможно общее недоразвитие речи (ОНР). Но вернемся к дислексии.
Можно выделить несколько форм дислексии.
- Фонематическая при распознавании фонем
- Аналитико-синтетическая
- Оптическая — патологии формирования зрения
- Мнестическая
- Аграмматическая
- Семантическая
Стоит поговорить подробнее о признаках, которые характерны для каждой из этих форм.
Симптомы дислексии и признаки присущие каждой форме
Фонематическая при плохом определении звуков слова
В данном случае проблема заключается в том, что ребенок плохо отличает похожие звуки на почве нарушения анализа и синтеза (даже те, которые находятся в сильной позиции).
Слово «жук» он может прочитать как «шук», а «дом» как «том».
Аналитико-синтетическая форма или слоговая
Аналитико-синтетическая форма или её еще называют слоговой — это перестановка букв и слов местами.
Дети, страдающие этой формой дислексии, путают местами слоги и буквы.
Допустим, написано: «За домом», а ребенок читает слоги: «Да зомом» или «За модом» и так далее.
Оптическая — трудности обработки образов при чтении
Здесь имеют место быть преграды в зрительном распознавании образов букв (например, путаница среди структуры похожих в написании В/З, Т/Г и так далее), а также нарушение визуальной ориентации на листке среди строк, клеточек и прочего.
Мнестическая — проблемы памяти по запоминанию букв
Из названия можно заметить, что большая проблема связана с памятью.
Ребенок попросту не запоминает в определенной последовательности и не в состоянии воспроизвести ряд из 2-6 звуков по памяти, нарушает порядок их следования, забывает буквы, как они выглядят и читаются. В этом случае наблюдается сбой связи памяти отвечающей за речь и визуального графического образа предмета между звуком и буквой.
Тактильная — встречается у слепого ребенка
Выражается в пространственных проблемах распознавания системы азбуки Брайля слепыми детьми тактильно
Аграмматическая — неправильное чтение окончания слова
Эта проблема возникает у детей при беглом чтении.
Можно показать несколько признаков.
В каждом из них ребенок читает начало слова правильно, а конец искажает, «достраивает» в уме часто из-за спешки.
- Изменение падежа или числа в окончании.
- Изменение окончаний у глаголов третьего лица в прошедшем времени.
- Неправильное согласование рода, числа и падежа существительного с прилагательным. (Например, «красивая цветок», «высоким дерева» и так далее.)
Семантическая при нарушении понимания чтения слова
Эта форма проявления дислексии при нарушении в понимании верно прочитанного текста.
- Чтение букв в отдельности — слово является не образом, а фактически набором символов.
- Недостаточный словарный запас.
- Низкий уровень овладения грамматикой — дети могут воспринимать слова по-отдельности, но не могут соотнести их смысл друг с другом. (Например, задание «подпиши рисунки карандашом» не воспринимается, в то время как слова «рисунок» и «карандаш» из себя трудности не представляют.)
- Сочетание нарушений механической и смысловой сторон чтения.
«Это не болезнь, это то, как я общаюсь с миром. Я говорю на языке никому недоступном. Но если бы люди могли слушать сердцем, они бы поняли,что я говорю…»
Причины дислексии
Одна из вещей, которые также важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения.
Без этого у Вас не будет ясного представления о том, с чего начинать и как помочь ребенку.
Конечно, это непросто, потому что симптомы могут быть разными и зависят от персональных особенностей.
Некоторые из них зависят от формы дислексии.
Без консультации специалиста – логопеда – мы определить причину не сможем, но можем ознакомиться с большей частью влияющих факторов.
Умственная отсталость или задержка уровня психического развития
Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная патология встречается далеко не всегда.
В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность).
У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество индивидуально распознаваемых признаков, поставить полноценный диагноз и дать рекомендации могут только специалисты.
Неслаженная работа полушарий мозга
Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии.
Как правило это неслаженная работа левого и правого полушарий мозга.
К этому фактору могут привести травмы у матери в результате родов, нарушения выполнения режима при беременности, а также специальные нарушения детского моторного аппарата.
С последним может быть связано, слишком раннее обучение детей ходьбе.
Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня координации и появились трудности с речью.
Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.
Наследственная предрасположенность
В случае если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к трудностям при понимании текста.
Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Исследования показывают, что среди однояйцевых близнецов вероятность того, что оба будут страдать дислексией – примерно 70%, а у обычных сиблингов (братьев и сестер) – около 40%.
Такой метод генетического исследования называется «близнецовый метод», ведь у однояйцевых близнецов данные ДНК абсолютно одинаковые, будто они биологически – один и тот же человек.
Недостаточный речевой опыт может потянуть разные расстройства
Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильного обучения, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье часто могут привести не только к дислексии, но и ко многим проблемам.
Ранний возраст обучения
Если ребенок еще не ходит в школу или только начал свое обучение, то иногда низкий темп чтения и ошибки ему простительны.
Однако если в процессе учебы продвижения нет, непреодолимый барьер остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься.
Последствия для детей и необходимость лечения
Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы.
Успеваемость в школе
Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники.
Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом делать домашнее задание.
Задумайтесь, каким будет качество образования ученика, если он читает медленнее всех ровесников, либо быстро, но допускает множество ошибок за раз?
Учебная мотивация к обучению
Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе усвоения учебной программы пропадает интерес и опускаются руки?
А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика.
Представьте, как ему сложно, когда все получается из рук вон плохо, а урок чтения (литератур) похож на кошмарный сон.
Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, отсутствие такой проблемы.
Вполне возможно даже, что над ребенком подшучивают одноклассники, а учитель ругается, не понимая, что дислектик ни в чем не виноват (не все учителя компетентны в логопедии).
При коррекционной работе также могут возникнуть следующие сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо. Это приводит к нервным срывам и апатии.
Речь и словарный запас маленького человека
Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе).
Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.
Он узнает это не просто как правило, формальность, а впитывает в себя, развивает интуитивную грамотность, использует свои формирующиеся восприятия для изучения структуры мира в форме игры.
Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет
«впитывать в себя речевую грамотность».
Дислексия во взрослом возрасте
Если не корректировать дислексию в детстве, то проблема останется у человека и во взрослом возрасте, а тогда уже ее вылечить будет крайне сложно (если вообще возможно).
Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться.
Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией.
Коррекция дислексии
Обращение за помощью к специалисту распознать причину
Прежде всего необходима диагностика, которая включает мрт и обследование мозговой сформированности дислексиков, далее анамнез.
Помните, что только логопед, психолог, невролог, дефектолог и нейропсихолог в условиях клиники на основе анализа симптомов могут поставить диагноз. Только они точно помогут диагностировать и распознать причину, запущенность возникновения трудностей и только они расскажут, как лечить дислексию до полного выздоровления (или нивелировать ее частичное осложнение, если лечение невозможно)!
Если диагноз подтверждается, то для ребенка назначается ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Хорошо, если специалист есть в школе, но если нет – нужно искать его в специализированных учреждениях.
Да, процесс коррекции займет определенное количество времени, придется потратить на это силы и, возможно, деньги, но собственное устранение, закрытие глаз на проблему или занятие самолечением самостоятельно – не лучшие выходы из ситуации.
Те методы и программы коррекции, о которых пойдет речь далее, не являются лечением инфекции или форм дислексии и могут только помочь легче пережить трудности.
Коррекции с помощью развития точности движений
Давно известно, что развитие речи связано с мелкой моторикой.
Занимайтесь вместе с детьми лепкой, аппликацией, оригами, другим рукоделием и занятиями, направленными на улучшение мелкой моторики. Это лучшая профилактика деятельности от дислексии.
Таким образом Вы не только поможете детям в процессе становления освоения речи , но и сблизитесь с ними, найдете подход, проводя время вместе за интересным делом.
Психологический комфорт и нужно ли заставлять ребенка читать текст много времени
Этот пункт можно разбить на несколько подпунктов, но, думаю, основной принцип понятен – оказать психологическую помощь для детей, создать комфортную обстановку для грамматического восприятия правильного звукопроизношения при чтении.
- Позаботьтесь о том, чтобы учителя (или учитель) поняли сложность всей ситуации и терпимо к ней относились. Например, они должны сдерживать насмешки других детей, не акцентировать внимание окружающих на проблеме (заставлять ребенка читать вслух и прочее), не ругать дислектика и помнить о том, что именно нарушение речевого навыка не позволяет ему держать темп всего класса.
- Дайте таким детям понять, что читать – это не плохо, этому можно научиться, если запастись терпением, и у них все обязательно получится без ошибок как и у всех детей в классе
- Не заставляйте ребенка читать по многу за раз, ведь ему это дается очень непросто: чем дольше он читает, тем больше делает ошибок. Разрешайте для лучшего восприятия прерываться, отдыхать, разминать глаза, расслабить слух и так далее.
- Показывайте только положительные эмоции, хвалите за успехи, радуйтесь. А разочарованные вздохи от дефицита удач и ругательства оставьте – пользы от них не будет.
Упражнения от логопеда для преодоления негативных процессов при чтении
Обычно логопед занимается с ребенком с помощью упражнений, периодически проводит логопедические тесты для контроля.
Иногда можно прорабатывать такие упражнения и в домашних условиях (если ребенок от них не устает).
Занятия могут быть самые разные.
- Составление предложений (от коротких к длинным, от простых к сложным).
- Поиск и дорисовывание букв и цифр.
- Пусть складывает буквы и цифры и составляет их из палочек или лепка из пластилина.
- Некоторые техники скорочтения (которые по силам и адаптируемы к получению новых навыков чтения).
- Работа с текстом, в котором пропущены буквы (нужно понять, какие подходят, и вставить).
- Составление слов из перемешанных слогов или букв способствует концентрации.
- Английский кроссворд.
- Дорисовывание к букве дополнительной ( сделать из Р – В, из Г – Т, из Л – А и так далее).
- Чтение перечеркнутых слов (напишите слова и зачеркните их несколько раз, но так, чтобы можно было увидеть буквы).
- Чтение строк, наполовину закрытых сверху или снизу линейкой.
- Таблицы Шульте.
- Методика Пьерона – Рузера (где нужно найти и распознавать информацию с использованием букв, цифр, слогов) .
Дислексия – болезнь гениев
Дислексию, наряду с дисграфией, нередко называют болезнью гениев. Научных оснований ставить знак «равно» нет, но повод так полагать, помимо статистики, есть.
Когда какая-либо функция мозга недоразвита, она компенсируется иными способностями.
Но это вовсе не значит, что дислексию лечить не нужно, ребенок может добиться успеха и без гениальности, приобретенной сомнительным способом.
Примеры гениальных успешных людей с дислексией: Владимир Маяковский, Стив Джобс, Илон Маск, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Стивен Спилберг, Никола Тесла, Пабло Пикассо.
Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией
В 2016 году Марией Пиотровской, общественным деятелем и мамой ребенка с дислексией, учредила «Ассоциацию родителей детей и взрослых с дислексией».
Данная организация занимается просвещением населения в вопросах дислексии, организует вебинары по обучению коррекции, летнюю школу,включая детей до 7 лет и прочие мероприятия.
Ассоциация имеет свой сайт и страницы в социальных сетях – это очень полезно и удобно для Вас.
В заключении посмотрите видео с упражнениями для преодоления дислексии и дисграфии
Желаю, чтобы Ваши дети росли здоровыми и развивались правильно!
Подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям, оставляйте комментарии в сетях.
С уважением, Анастасия