Дислексия у детей

Дислексия у детей

Здравствуйте, дорогие читатели и читательницы!
Если у вас есть дети, то вы понимаете, как это тревожит – когда у малыша появляются сложности развития, мешающие в учебе и в жизни целом.
Одна из таких сложностей – дислексия у детей. Понимаю, что звучит это слегка пугающе, но на самом деле не нужно сильно бояться этого зверя – его можно приручить.
Детям с дислексией можно помочь, если вовремя ее определить, отличить от других проблем, обратиться к специалисту и начать лечение.
Как это сделать и что вообще такое дислексия – разберемся вместе прямо сейчас!

нарушение речевого развития

Понятие

Так что же такое дислексия, в чем ее особенность и какие существуют формы нарушения?

Важно помнить, что дислексия – не заболевание, а лишь нарушение речевого развития.
Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются.
В основном дислексия проявляется у детей младшего школьного возраста.
Не следует путать дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда.
Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней.
Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех проблем с письменной речью.
Но в России признаются отдельные названия для разных нарушений: дислексия, дисграфия, диспраксия, дизорфография и прочие.

дислексия при письме

Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева,

на данный момент сложилась такая ситуация,
что примерно 64% первоклассников входят в зону риска развития дислексии и некоторых других проблем с речью.

Также известно, что примерно 15% населения Земли страдают данным нарушением.

Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы

Можно выделить несколько форм дислексии.

  • Фонематическая
  • Аналитико-синтетическая
  • Оптическая
  • Мнестическая
  • Аграмматическая
  • Семантическая

Поговорим подробнее о признаках каждой из этих форм.

Симптомы дислексии при понимании

Симптомы дислексии

Фонематическая

В данном случае проблема заключается в том, что ребенок плохо отличает похожие звуки (даже те, которые находятся в сильной позиции).
Например, слово «жук» он может прочитать как «шук», а «дом» как «том».

Аналитико-синтетическая

Дети, страдающие этой формой дислексии, путают местами слоги и буквы.
Допустим, написано: «За домом», а малыш читает: «Да зомом» или «За модом» и так далее.

Оптическая

Здесь имеют место быть трудности в зрительном распознавании образов букв (например, путаница среди похожих в написании букв В/З, Т/Г и так далее), а также нарушение ориентации на листке среди строк, клеточек и прочего.

Мнестическая

Из названия можно заметить, что проблема связана с памятью. Малыш попросту не может запомнить буквы, как они выглядят и читаются.

Аграмматическая

Эта проблема возникает у детей при беглом чтении. Можно выделить несколько признаков.
В каждом из них ребенок читает начало слова правильно, а конец искажает, «достраивает» в уме из-за спешки.

  • Изменение падежа или числа в окончании.
  • Изменение окончаний у глаголов третьего лица в прошедшем времени.
  • Неправильное согласование рода, числа и падежа существительного с прилагательным. (Например, «красивая цветок», «высоким дерева» и так далее.)

Семантическая

Эта форма дислексии проявляется при нарушении в понимании верно прочитанного текста.

  • Чтение букв в отдельности — слово является не образом, а фактически набором букв.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Очень низкий уровень овладения грамматикой — дети понимают слова по-отдельности, но не могут соотнести их смысл друг с другом. (Например, задание «подпиши рисунки карандашом» не воспринимается, в то время как слова «рисунок» и «карандаш» из себя трудности не представляют.)
  • Сочетание нарушений механической и смысловой сторон чтения.

Симптомы дислексии при чтении

«Это не болезнь, это то, как я общаюсь с миром. Я говорю на языке никому недоступном. Но если бы люди могли слушать сердцем, они бы поняли…»

Я Сён Ко

Причины дислексии

Одна из вещей, которые также очень важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения.
Без этого у Вас не будет ясного представления о том, как помочь ребенку.
Конечно, это непросто, потому что причины могут быть разными.
Некоторые из них зависят от формы дислексии.

Без специалиста – логопеда – мы определить причину не сможем, но можем ознакомиться с большей частью факторов, вызывающих нарушение.

Умственная отсталость или задержка психического развития

Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная причина встречается далеко не всегда.
В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность).
У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество других признаков, полноценный диагноз поставить могут только специалисты.

Системное недоразвитие речи

Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии.
Неслаженная работа левого и правого полушарий мозга
К этому фактору могут привести родовые травмы, нарушения во время беременности, а также нарушения моторного развития.
С последним может быть связано, например, слишком раннее обучение детей ходьбе.
Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня развития и появились проблемы с речью.
Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.

Наследственная предрасположенность дислексии

Наследственная предрасположенность

Если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к речевым трудностям.
Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Исследования показывают, что среди однояйцевых близнецов вероятность того, что оба будут страдать дислексией – примерно 70%, а у обычных сиблингов (братьев и сестер) – около 40%.
Такой метод генетического исследования называется «близнецовый метод», ведь у однояйцевых близнецов данные ДНК абсолютно одинаковые, будто они биологически – один и тот же человек.

 

 

Недостаточный речевой опыт

Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильное речевое обучение, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье могут привести не только к дислексии, но и ко многим другим проблемам.

Ранний возраст

Если ребенок еще не ходит в школу или только начал свое обучение, то иногда низкий темп чтения и ошибки ему простительны.

Однако если в процессе учебы продвижения нет, проблема остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься.

к каким осложнениям может привести дислексия

Последствия

Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы.

Успеваемость в школе

Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники.
Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом дома делать домашнее задание.

Задумайтесь, каким будет качество образования ученика, если он читает медленнее всех ровесников, либо быстро, но допускает множество ошибок за раз?

Учебная мотивация

Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе учебы пропадает интерес и опускаются руки?
А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика.
Представьте, как ему сложно, когда все получается из рук вон плохо, а урок чтения (литератур) похож на кошмарный сон.
Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, такой проблемы нет.

Вполне возможно даже, что над малышом подшучивают одноклассники, а учитель ругается, не понимая, что дислектик ни в чем не виноват (не все учителя компетентны в логопедии).

При коррекционной работе также могут возникнуть сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо.

Как видит дислексик

Речь и словарный запас

Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе).
Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.

Он узнает это не просто как правило, формальность, а впитывает в себя, развивает интуитивную грамотность.

Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет

«впитывать в себя речевую грамотность».

Дислексия во взрослом возрасте

Если не корректировать дислексию в детстве, то проблема останется у человека и во взрослом возрасте, а тогда уже ее вылечить будет крайне сложно (если вообще возможно).

Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться.
Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией.

Коррекция дислексии

Коррекция дислексии

Обращение за помощью к специалисту

Помните, что только логопед и нейропсихолог могут поставить диагноз, только они помогут понять причину трудностей и только они расскажут, как лечить дислексию (или нивелировать ее осложнения, если лечение невозможно)!

Если диагноз подтверждается, то для ребенка назначается ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Хорошо, если специалист есть в школе, но если нет – нужно искать его в специализированных учреждениях.
Да, это займет определенное количество времени, придется потратить на это силы и, возможно, деньги, но закрывать на проблему глаза или заниматься самолечением – не лучшие выходы из ситуации.
Те методы коррекции, о которых пойдет речь далее, не являются лечением для сложных форм дислексии и могут только помочь  легче пережить трудности.

Развитие мелкой моторики

Давно известно, что развитие речи связано с мелкой моторикой.

Занимайтесь вместе с детьми дома лепкой, аппликацией, оригами, другим рукоделием и занятиями, направленными на улучшение мелкой моторики.

Таким образом Вы не только поможете детям в развитии речи , но и сблизитесь с ними, проводя время вместе за интересным делом.

Психологический комфорт

Этот пункт можно разбить на несколько подпунктов, но, думаю, основной принцип понятен – оказать психологическую помощь для детей, создать комфортную обстановку для решения проблемы.

  • Позаботьтесь о том, чтобы учителя (или учитель) поняли сложность всей ситуации и терпимо к ней относились. Например, они должны сдерживать насмешки других детей, не акцентировать внимание окружающих на проблеме (заставлять ребенка читать вслух и прочее), не ругать дислектика и помнить о том, что нарушение речевого развития не позволяет ему держать темп всего класса.
  • Дайте таким детям понять, что читать – это не плохо, этому можно научиться, если запастись терпением, и у них все обязательно получится.
  • Не заставляйте ребенка читать по многу за раз, ведь ему это дается очень непросто: чем дольше он читает, тем больше делает ошибок. Разрешайте прерываться, отдыхать, разминать глаза и так далее.
  • Показывайте только положительные эмоции, хвалите за успехи, радуйтесь. А разочарованные вздохи от неудач и ругательства оставьте – пользы от них  не будет.

Коррекция дислексии и упражнения

Упражнения

Обычно логопед занимается с ребенком с помощью тех или иных упражнений.
Иногда можно прорабатывать такие упражнения и дома (если ребенок от них не устает).
Занятия могут быть самые разные.

  • Составление предложений (от коротких к длинным, от простых к сложным).
  • Поиск и дорисовывание букв и цифр.
  • Складывание букв и цифр из палочек или лепка их из пластилина.
  • Некоторые техники скорочтения (которые по силам и адаптируемы к проблеме).
  • Работа с текстом, в котором пропущены буквы (нужно понять, какие буквы подходят, и вставить).
  • Составление слов из перемешанных слогов или букв.
  • Английский кроссворд.
  • Дорисовывание к букве буквы (например, сделать из Р – В, из Г – Т, из Л – А и так далее).
  • Чтение перечеркнутых слов (напишите слова и зачеркните их несколько раз, но так, чтобы можно было увидеть буквы).
  • Чтение строк, наполовину закрытых сверху или снизу (например, линейкой).
  • Таблицы Шульте.
  • Методика Пьерона – Рузера (с использованием букв и цифр) и многие-многие другие.

Упражнения при дислексии

Дислексия – болезнь гениев

Дислексию, наряду с дисграфией, нередко называют болезнью гениев. Научных оснований ставить знак «равно» нет, но повод так полагать, помимо статистики, есть.

Когда какая-либо функция мозга недоразвита, она компенсируется другими способностями.

Но это вовсе не значит, что дислексию лечить не нужно, ребенок может добиться успеха и без гениальности, приобретенной сомнительным способом.

Примеры гениальных успешных людей с дислексией: Владимир Маяковский, Стив Джобс, Илон Маск, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Стивен Спилберг, Никола Тесла, Пабло Пикассо и многие другие.

Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией

В 2016 году Марией Пиотровской, общественным деятелем и мамой ребенка с дислексией, учредила «Ассоциацию родителей детей и взрослых с дислексией».
Данная организация занимается просвещением населения в вопросах дислексии, организует вебинары, летнюю школу и прочие мероприятия.
Ассоциация имеет свой сайт и страницы в социальных сетях – это очень полезно и удобно для Вас.

В заключении посмотрите видео с упражнениями для преодоления дислексии и дисграфии

 

Желаю, чтобы Ваши дети росли здоровыми и развивались правильно!
Подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям, буду ждать Вас здесь снова!

С уважением,
Анастасия