Дислексия у детей

Дислексия у детей

Здравствуйте, дорогие читатели и читательницы!
Если у вас есть дети, то вы понимаете, как это тревожит – когда у ребенка появляются сложности развития, мешающие в учебе и в жизни целом.
Одна из таких сложностей – дислексия у детей. Понимаю, что звучит это слегка пугающе, но на самом деле не нужно сильно бояться этого зверя – его можно приручить.
Детям с дислексией можно помочь, если вовремя ее определить, отличить от других проблем, обратиться к специалисту и начать лечение.
Как это сделать и что вообще такое дислексия – разберемся вместе прямо сейчас!

нарушение речевого развития

Содержание статьи

Понятие

Так что же такое дислексия, в чем ее особенность и какие существуют формы нарушения?

Важно помнить, что дислексия – не заболевание, а лишь нарушение речевого развития.
Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются.
В основном дислексия проявляется у детей младшего школьного возраста.
Не следует путать дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда.
Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней.
Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех проблем с письменной речью.
Но в России признаются отдельные названия для разных нарушений: дислексия, дисграфия, диспраксия, дизорфография и прочие.

дислексия при письме

Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева,

на данный момент сложилась такая ситуация,
что примерно 64% первоклассников входят в зону риска развития дислексии и некоторых других проблем с речью.

Также известно, что примерно 15% населения Земли страдают данным нарушением.

Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы

Можно выделить несколько форм дислексии.

  • Фонематическая
  • Аналитико-синтетическая
  • Оптическая
  • Мнестическая
  • Аграмматическая
  • Семантическая

Стоит поговорить подробнее о признаках каждой из этих форм.

Симптомы дислексии при понимании

Симптомы дислексии и признаки присущие каждой форме у ребенка

Фонематическая при плохом распознавании слова ребенком

В данном случае проблема заключается в том, что ребенок плохо отличает похожие звуки (даже те, которые находятся в сильной позиции).
Например, слово «жук» он может прочитать как «шук», а «дом» как «том».

Аналитико-синтетическая форма у ребенка

Дети, страдающие этой формой дислексии, путают местами слоги и буквы.
Допустим, написано: «За домом», а ребенок читает: «Да зомом» или «За модом» и так далее.

Оптическая — трудности распознавании образов букв у ребенка при чтении

Здесь имеют место быть трудности в зрительном распознавании образов букв (например, путаница среди похожих в написании В/З, Т/Г и так далее), а также нарушение ориентации на листке среди строк, клеточек и прочего.

Мнестическая — проблемы запоминания букв у ребенка

Из названия можно заметить, что проблема связана с памятью. Ребенок попросту не может запомнить буквы, как они выглядят и читаются.

Тактильная — встречается у слепого ребенка

Выражается в проблемах распознавания азбуки Брайля слепыми детьми тактильно

Аграмматическая — неправильное чтение ребенком окончания слова

Эта проблема возникает у детей при беглом чтении. Можно выделить несколько признаков.
В каждом из них ребенок читает начало слова правильно, а конец искажает, «достраивает» в уме из-за спешки.

  • Изменение падежа или числа в окончании.
  • Изменение окончаний у глаголов третьего лица в прошедшем времени.
  • Неправильное согласование рода, числа и падежа существительного с прилагательным. (Например, «красивая цветок», «высоким дерева» и так далее.)

Семантическая при нарушении понимания ребенком чтения слова

Эта форма дислексии проявляется при нарушении в понимании верно прочитанного текста.

  • Чтение букв в отдельности — слово является не образом, а фактически набором символов.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Очень низкий уровень овладения грамматикой — дети понимают слова по-отдельности, но не могут соотнести их смысл друг с другом. (Например, задание «подпиши рисунки карандашом» не воспринимается, в то время как слова «рисунок» и «карандаш» из себя трудности не представляют.)
  • Сочетание нарушений механической и смысловой сторон чтения.

Симптомы дислексии при чтении

«Это не болезнь, это то, как я общаюсь с миром. Я говорю на языке никому недоступном. Но если бы люди могли слушать сердцем, они бы поняли,что я говорю…»

Я Сён Ко

Причины дислексии у ребенка

Одна из вещей, которые также очень важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения.
Без этого у Вас не будет ясного представления о том, как помочь ребенку.
Конечно, это непросто, потому что симптомы и причины могут быть разными.
Некоторые из них зависят от формы дислексии.

Без специалиста – логопеда – мы определить причину не сможем, но можем ознакомиться с большей частью факторов, вызывающих нарушение.

Умственная отсталость или задержка психического развития ребенка

Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная причина встречается далеко не всегда.
В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность).
У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество иных признаков, полноценный диагноз поставить могут только специалисты.

Системное недоразвитие речи ребенка

Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии.
Неслаженная работа левого и правого полушарий мозга
К этому фактору могут привести родовые травмы, нарушения во время беременности, а также нарушения моторного развития.
С последним может быть связано, например, слишком раннее обучение детей ходьбе.
Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня развития и появились проблемы с речью.
Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.

Наследственная предрасположенность дислексии

Наследственная предрасположенность у ребенка

Если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к речевым трудностям при понимании текста.
Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Исследования показывают, что среди однояйцевых близнецов вероятность того, что оба будут страдать дислексией – примерно 70%, а у обычных сиблингов (братьев и сестер) – около 40%.
Такой метод генетического исследования называется «близнецовый метод», ведь у однояйцевых близнецов данные ДНК абсолютно одинаковые, будто они биологически – один и тот же человек.

 

 

Недостаточный речевой опыт ребенка может потянуть другие проблемы

Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильное речевое обучение, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье могут привести не только к дислексии, но и ко многим иным проблемам.

Ранний возраст обучения ребенка

Если ребенок еще не ходит в школу или только начал свое обучение, то иногда низкий темп чтения и ошибки ему простительны.

Однако если в процессе учебы продвижения нет, проблема остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься.

к каким осложнениям может привести дислексия

Последствия для ребенка

Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы.

Успеваемость ребенка в школе

Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники.
Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом дома делать домашнее задание.

Задумайтесь, каким будет качество образования ученика, если он читает медленнее всех ровесников, либо быстро, но допускает множество ошибок за раз?

Учебная мотивация ребенка к обучению чтения

Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе учебы пропадает интерес и опускаются руки?
А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика.
Представьте, как ему сложно, когда все получается из рук вон плохо, а урок чтения (литератур) похож на кошмарный сон.
Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, такой проблемы нет.

Вполне возможно даже, что над ребенком подшучивают одноклассники, а учитель ругается, не понимая, что дислектик ни в чем не виноват (не все учителя компетентны в логопедии).

При коррекционной работе также могут возникнуть сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо.

Как видит дислексик

Речь и словарный запас ребенка

Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе).
Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.

Он узнает это не просто как правило, формальность, а впитывает в себя, развивает интуитивную грамотность.

Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет

«впитывать в себя речевую грамотность».

Дислексия во взрослом возрасте

Если не корректировать дислексию в детстве, то проблема останется у человека и во взрослом возрасте, а тогда уже ее вылечить будет крайне сложно (если вообще возможно).

Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться.
Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией.

Коррекция дислексии

Коррекция дислексии у ребенка

Обращение за помощью к специалисту

Помните, что только логопед и нейропсихолог могут поставить диагноз, только они помогут понять причину трудностей и только они расскажут, как лечить дислексию (или нивелировать ее осложнения, если лечение невозможно)!

Если диагноз подтверждается, то для ребенка назначается ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Хорошо, если специалист есть в школе, но если нет – нужно искать его в специализированных учреждениях.
Да, процес коррекции займет определенное количество времени, придется потратить на это силы и, возможно, деньги, но собственное устранение,закрытие на проблему глаз или занятие самолечением – не лучшие выходы из ситуации.
Те методы коррекции, о которых пойдет речь далее, не являются лечением для сложных форм дислексии и могут только помочь  легче пережить трудности.

Развитие мелкой моторики ребенка

Давно известно, что развитие речи связано с мелкой моторикой.

Занимайтесь вместе с детьми дома лепкой, аппликацией, оригами, другим рукоделием и занятиями, направленными на улучшение мелкой моторики.

Таким образом Вы не только поможете детям в развитии речи , но и сблизитесь с ними, проводя время вместе за интересным делом.

Психологический комфорт и нужно ли заставлять ребенка читать текст много времени

Этот пункт можно разбить на несколько подпунктов, но, думаю, основной принцип понятен – оказать психологическую помощь для детей, создать комфортную обстановку для решения проблемы.

  • Позаботьтесь о том, чтобы учителя (или учитель) поняли сложность всей ситуации и терпимо к ней относились. Например, они должны сдерживать насмешки других детей, не акцентировать внимание окружающих на проблеме (заставлять ребенка читать вслух и прочее), не ругать дислектика и помнить о том, что нарушение речевого развития не позволяет ему держать темп всего класса.
  • Дайте таким детям понять, что читать – это не плохо, этому можно научиться, если запастись терпением, и у них все обязательно получится без ошибок как и у всех детей в классе
  • Не заставляйте ребенка читать по многу за раз, ведь ему это дается очень непросто: чем дольше он читает, тем больше делает ошибок. Разрешайте прерываться, отдыхать, разминать глаза и так далее.
  • Показывайте только положительные эмоции, хвалите за успехи, радуйтесь. А разочарованные вздохи от неудач и ругательства оставьте – пользы от них  не будет.

Коррекция дислексии и упражнения

Упражнения для преодоления трудности чтения у ребенка

Обычно логопед занимается с ребенком с помощью тех или иных упражнений,периодически проводя тест для контроля.
Иногда можно прорабатывать такие упражнения и в домашних условиях (если ребенок от них не устает).
Занятия могут быть самые разные.

  • Составление предложений (от коротких к длинным, от простых к сложным).
  • Поиск и дорисовывание букв и цифр.
  • Складывание букв и цифр из палочек или лепка их из пластилина.
  • Некоторые техники скорочтения (которые по силам и адаптируемы к проблеме).
  • Работа с текстом, в котором пропущены буквы (нужно понять, какие  подходят, и вставить).
  • Составление слов из перемешанных слогов или букв.
  • Английский кроссворд.
  • Дорисовывание к букве дополнительной (например, сделать из Р – В, из Г – Т, из Л – А и так далее).
  • Чтение перечеркнутых слов (напишите слова и зачеркните их несколько раз, но так, чтобы можно было увидеть буквы).
  • Чтение строк, наполовину закрытых сверху или снизу (например, линейкой).
  • Таблицы Шульте.
  • Методика Пьерона – Рузера (с использованием букв и цифр) и многие-многие другие.

Упражнения при дислексии

Дислексия – болезнь гениев

Дислексию, наряду с дисграфией, нередко называют болезнью гениев. Научных оснований ставить знак «равно» нет, но повод так полагать, помимо статистики, есть.

Когда какая-либо функция мозга недоразвита, она компенсируется другими способностями.

Но это вовсе не значит, что дислексию лечить не нужно, ребенок может добиться успеха и без гениальности, приобретенной сомнительным способом.

Примеры гениальных успешных людей с дислексией: Владимир Маяковский, Стив Джобс, Илон Маск, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Стивен Спилберг, Никола Тесла, Пабло Пикассо и многие другие.

Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией

В 2016 году Марией Пиотровской, общественным деятелем и мамой ребенка с дислексией, учредила «Ассоциацию родителей детей и взрослых с дислексией».
Данная организация занимается просвещением населения в вопросах дислексии, организует вебинары по обучению коррекции, летнюю школу,включая детей до 7 лет и прочие мероприятия.
Ассоциация имеет свой сайт и страницы в социальных сетях – это очень полезно и удобно для Вас.

В заключении посмотрите видео с упражнениями для преодоления дислексии и дисграфии

 

Желаю, чтобы Ваши дети росли здоровыми и развивались правильно!
Подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям, буду ждать Вас здесь снова!

С уважением,
Анастасия