Дислексия у детей младшего школьного возраста

Дислексия у детей

Если у вас есть дети, то вы понимаете, как тревожит если у ребенка появляются сложности развития, мешающие в учебе и в жизни целом.
Одна из таких сложностей – дислексия у детей. Понимаю, что звучит это слегка пугающе, но на самом деле не нужно сильно бояться этого зверя – его можно приручить.

Из этой статьи вы узнаете как это сделать с наименьшими затратами нервов и сил.

Детям с дислексией можно помочь, если вовремя определить, распознать симптомы отставания от сверстников, отличить от проблем обычных школьников, обратиться к специалисту и начать лечение.

Как это сделать и что такое дислексия – разберемся вместе прямо сейчас!
нарушение речевого развития

Содержание
  1. Понятие дислексии и отличие от нарушении письма дисграфии
  2. Симптомы дислексии и признаки присущие каждой форме
  3. Фонематическая при плохом определении звуков слова
  4. Аналитико-синтетическая форма или слоговая
  5. Оптическая — трудности обработки образов при чтении
  6. Мнестическая — проблемы памяти по запоминанию букв
  7. Тактильная — встречается у слепого ребенка
  8. Аграмматическая — неправильное чтение окончания слова
  9. Семантическая при нарушении понимания чтения слова
  10. Причины дислексии
  11. Умственная отсталость или задержка уровня психического развития
  12. Неслаженная работа полушарий мозга
  13. Наследственная предрасположенность
  14. Недостаточный речевой опыт может потянуть разные расстройства
  15. Ранний возраст обучения
  16. Последствия для детей и необходимость лечения
  17. Успеваемость в школе
  18. Учебная мотивация к обучению
  19. Речь и словарный запас маленького человека
  20. Дислексия во взрослом возрасте
  21. Коррекция дислексии
  22. Обращение за помощью к специалисту распознать причину
  23. Коррекции с помощью развития точности движений
  24. Психологический комфорт и нужно ли заставлять ребенка читать текст много времени
  25. Упражнения от логопеда для преодоления негативных процессов при чтении
  26. Дислексия – болезнь гениев
  27. Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией

Понятие дислексии и отличие от нарушении письма дисграфии

Так что же такое дислексия, в чем ее особенность и какие существуют формы нарушения?

Важно помнить, что дислексия – не заболевание, а лишь нарушение навыка необходимого в произношении речи.

Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются.

В основном дислексия проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Не следует путать тип — дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда.
Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней.
Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех затруднений с письменной и устной речью.
Но в России признаются отдельные виды для разных отклонений обычных навыков : дислексия ( речь), дисграфия (трудности писать), диспраксия (навык движений у детей), дизорфография ( неумение на письме применять выученные орфограммы) и прочие.

дислексия при письме

Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева,

на данный момент сложилась такая ситуация,
что примерно 64% первоклассников входят в зону риска развития дислексии и некоторых проблем с речью.

Также известно, что примерно первые 15% населения Земли испытывают данные физиологические нарушения.

Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы

При различных расстройствах речи у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом возможно общее недоразвитие речи (ОНР). Но вернемся к дислексии.

Можно выделить несколько форм дислексии.

  • Фонематическая при распознавании фонем
  • Аналитико-синтетическая
  • Оптическая — патологии формирования зрения
  • Мнестическая
  • Аграмматическая
  • Семантическая

Стоит поговорить подробнее о признаках, которые  характерны для каждой из этих форм.

Симптомы дислексии при понимании

Симптомы дислексии и признаки присущие каждой форме

Фонематическая при плохом определении звуков слова

В данном случае проблема заключается в том, что ребенок плохо отличает похожие звуки на почве нарушения анализа и синтеза (даже те, которые находятся в сильной позиции).

Слово «жук» он может прочитать как «шук», а «дом» как «том».

Аналитико-синтетическая форма или слоговая

Аналитико-синтетическая форма или её еще называют слоговой — это перестановка букв и слов местами.

Дети, страдающие этой формой дислексии, путают местами слоги и буквы.

Допустим, написано: «За домом», а ребенок читает слоги: «Да зомом» или «За модом» и так далее.

Оптическая — трудности обработки образов при чтении

Здесь имеют место быть преграды в зрительном распознавании образов букв (например, путаница среди структуры похожих в написании В/З, Т/Г и так далее), а также нарушение визуальной ориентации на листке среди строк, клеточек и прочего.

Мнестическая — проблемы памяти по запоминанию букв

Из названия можно заметить, что большая проблема связана с памятью.

Ребенок попросту не  запоминает в определенной последовательности и не в состоянии воспроизвести ряд из 2-6 звуков по памяти,  нарушает порядок их следования, забывает буквы, как они выглядят и читаются. В этом случае наблюдается сбой связи памяти отвечающей за речь и визуального графического образа предмета между звуком и буквой.

Тактильная — встречается у слепого ребенка

Выражается в пространственных проблемах распознавания системы азбуки Брайля слепыми детьми тактильно

Аграмматическая — неправильное чтение окончания слова

Эта проблема возникает у детей при беглом чтении.

Можно  показать несколько признаков.
В каждом из них ребенок читает начало слова правильно, а конец искажает, «достраивает» в уме часто из-за спешки.

  • Изменение падежа или числа в окончании.
  • Изменение окончаний у глаголов третьего лица в прошедшем времени.
  • Неправильное согласование рода, числа и падежа существительного с прилагательным. (Например, «красивая цветок», «высоким дерева» и так далее.)

Семантическая при нарушении понимания чтения слова

Эта форма проявления дислексии при нарушении в понимании верно прочитанного текста.

  • Чтение букв в отдельности — слово является не образом, а фактически набором символов.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Низкий уровень овладения грамматикой — дети могут воспринимать слова по-отдельности, но не могут соотнести их смысл друг с другом. (Например, задание «подпиши рисунки карандашом» не воспринимается, в то время как слова «рисунок» и «карандаш» из себя трудности не представляют.)
  • Сочетание нарушений механической и смысловой сторон чтения.

Симптомы дислексии при чтении

«Это не болезнь, это то, как я общаюсь с миром. Я говорю на языке никому недоступном. Но если бы люди могли слушать сердцем, они бы поняли,что я говорю…»

Причины дислексии

Одна из вещей, которые также важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения.

Без этого у Вас не будет ясного представления о том, с чего начинать и как помочь ребенку.
Конечно, это непросто, потому что симптомы могут быть разными и зависят от персональных особенностей.
Некоторые из них зависят от формы дислексии.

Без консультации специалиста – логопеда – мы определить причину не сможем, но можем ознакомиться с большей частью влияющих факторов.

Умственная отсталость или задержка уровня психического развития

Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная патология встречается далеко не всегда.

В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность).

У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество индивидуально распознаваемых признаков, поставить полноценный диагноз и дать рекомендации могут только специалисты.

Неслаженная работа полушарий мозга

Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии.
Как правило это неслаженная работа левого и правого полушарий мозга.
К этому фактору могут привести травмы у матери в результате родов, нарушения выполнения режима при беременности, а также специальные нарушения детского моторного аппарата.
С последним может быть связано, слишком раннее обучение детей ходьбе.
Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня координации и появились трудности с речью.

Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.

Наследственная предрасположенность дислексии

Наследственная предрасположенность

В случае если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к трудностям при понимании текста.
Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Исследования показывают, что среди однояйцевых близнецов вероятность того, что оба будут страдать дислексией – примерно 70%, а у обычных сиблингов (братьев и сестер) – около 40%.
Такой метод генетического исследования называется «близнецовый метод», ведь у однояйцевых близнецов данные ДНК абсолютно одинаковые, будто они биологически – один и тот же человек.

 

 

Недостаточный речевой опыт может потянуть разные расстройства

Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильного обучения, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье часто могут привести не только к дислексии, но и ко многим проблемам.

Ранний возраст обучения

Если ребенок еще не ходит в школу или только начал свое обучение, то иногда низкий темп чтения и ошибки ему простительны.

Однако если в процессе учебы продвижения нет, непреодолимый барьер остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься.

к каким осложнениям может привести дислексия

Последствия для детей и необходимость лечения

Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы.

Успеваемость в школе

Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники.
Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом делать домашнее задание.

Задумайтесь, каким будет качество образования ученика, если он читает медленнее всех ровесников, либо быстро, но допускает множество ошибок за раз?

Учебная мотивация к обучению

Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе усвоения учебной программы пропадает интерес и опускаются руки?
А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика.

Представьте, как ему сложно, когда все получается из рук вон плохо, а урок чтения (литератур) похож на кошмарный сон.

Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, отсутствие такой проблемы.

Вполне возможно даже, что над ребенком подшучивают одноклассники, а учитель ругается, не понимая, что дислектик ни в чем не виноват (не все учителя компетентны в логопедии).

При коррекционной работе также могут возникнуть следующие сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо. Это приводит к нервным срывам и апатии.

Как видит дислексик

Речь и словарный запас маленького человека

Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе).
Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.

Он узнает это не просто как правило, формальность, а впитывает в себя, развивает интуитивную грамотность, использует свои формирующиеся восприятия для изучения структуры мира в форме игры.

Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет

«впитывать в себя речевую грамотность».

Дислексия во взрослом возрасте

Если не корректировать дислексию в детстве, то проблема останется у человека и во взрослом возрасте, а тогда уже ее вылечить будет крайне сложно (если вообще возможно).

Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться.
Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией.

Коррекция дислексии

Коррекция дислексии

Обращение за помощью к специалисту распознать причину

Прежде всего необходима диагностика, которая включает мрт и обследование мозговой сформированности дислексиков, далее анамнез.

Помните, что только логопед, психолог, невролог, дефектолог и нейропсихолог в условиях клиники на основе анализа симптомов могут поставить диагноз. Только они точно помогут диагностировать и распознать причину, запущенность возникновения трудностей и только они расскажут, как лечить дислексию до полного выздоровления (или нивелировать ее частичное осложнение, если лечение невозможно)!

Если диагноз подтверждается, то для ребенка назначается ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Хорошо, если специалист есть в школе, но если нет – нужно искать его в специализированных учреждениях.
Да, процесс коррекции займет определенное количество времени, придется потратить на это силы и, возможно, деньги, но собственное устранение, закрытие глаз на проблему или занятие самолечением самостоятельно – не лучшие выходы из ситуации.

Те методы и программы коррекции, о которых пойдет речь далее, не являются лечением инфекции или форм дислексии и могут только помочь  легче пережить трудности.

Коррекции с помощью развития точности движений

Давно известно, что развитие речи связано с мелкой моторикой.

Занимайтесь вместе с детьми лепкой, аппликацией, оригами, другим рукоделием и занятиями, направленными на улучшение мелкой моторики. Это лучшая профилактика деятельности от дислексии.

Таким образом Вы не только поможете детям в процессе становления освоения речи , но и сблизитесь с ними, найдете подход, проводя время вместе за интересным делом.

Психологический комфорт и нужно ли заставлять ребенка читать текст много времени

Этот пункт можно разбить на несколько подпунктов, но, думаю, основной принцип понятен – оказать психологическую помощь для детей, создать комфортную обстановку для грамматического восприятия правильного звукопроизношения при чтении.

  • Позаботьтесь о том, чтобы учителя (или учитель) поняли сложность всей ситуации и терпимо к ней относились. Например, они должны сдерживать насмешки других детей, не акцентировать внимание окружающих на проблеме (заставлять ребенка читать вслух и прочее), не ругать дислектика и помнить о том, что именно нарушение речевого навыка не позволяет ему держать темп всего класса.
  • Дайте таким детям понять, что читать – это не плохо, этому можно научиться, если запастись терпением, и у них все обязательно получится без ошибок как и у всех детей в классе
  • Не заставляйте ребенка читать по многу за раз, ведь ему это дается очень непросто: чем дольше он читает, тем больше делает ошибок. Разрешайте для лучшего восприятия прерываться, отдыхать, разминать глаза, расслабить слух и так далее.
  • Показывайте только положительные эмоции, хвалите за успехи, радуйтесь. А разочарованные вздохи от дефицита удач и ругательства оставьте – пользы от них  не будет.

Коррекция дислексии и упражнения

Упражнения от логопеда для преодоления негативных процессов при чтении

Обычно логопед занимается с ребенком с помощью упражнений, периодически проводит  логопедические тесты для контроля.

Иногда можно прорабатывать такие упражнения и в домашних условиях (если ребенок от них не устает).

Занятия могут быть самые разные.

  • Составление предложений (от коротких к длинным, от простых к сложным).
  • Поиск и дорисовывание букв и цифр.
  • Пусть складывает буквы и цифры и  составляет их из палочек или лепка из пластилина.
  • Некоторые техники скорочтения (которые по силам и адаптируемы к получению новых навыков чтения).
  • Работа с текстом, в котором пропущены буквы (нужно понять, какие  подходят, и вставить).
  • Составление слов из перемешанных слогов или букв способствует концентрации.
  • Английский кроссворд.
  • Дорисовывание к букве дополнительной ( сделать из Р – В, из Г – Т, из Л – А и так далее).
  • Чтение перечеркнутых слов (напишите слова и зачеркните их несколько раз, но так, чтобы можно было увидеть буквы).
  • Чтение строк, наполовину закрытых сверху или снизу  линейкой.
  • Таблицы Шульте.
  • Методика Пьерона – Рузера (где нужно найти и распознавать информацию с использованием букв, цифр, слогов) .

Упражнения при дислексии

Дислексия – болезнь гениев

Дислексию, наряду с дисграфией, нередко называют болезнью гениев. Научных оснований ставить знак «равно» нет, но повод так полагать, помимо статистики, есть.

Когда какая-либо функция мозга недоразвита, она компенсируется иными способностями.

Но это вовсе не значит, что дислексию лечить не нужно, ребенок может добиться успеха и без гениальности, приобретенной сомнительным способом.

Примеры гениальных успешных людей с дислексией: Владимир Маяковский, Стив Джобс, Илон Маск, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Стивен Спилберг, Никола Тесла, Пабло Пикассо.

Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией

В 2016 году Марией Пиотровской, общественным деятелем и мамой ребенка с дислексией, учредила «Ассоциацию родителей детей и взрослых с дислексией».
Данная организация занимается просвещением населения в вопросах дислексии, организует вебинары по обучению коррекции, летнюю школу,включая детей до 7 лет и прочие мероприятия.
Ассоциация имеет свой сайт и страницы в социальных сетях – это очень полезно и удобно для Вас.
В заключении посмотрите видео с упражнениями для преодоления дислексии и дисграфии


Желаю, чтобы Ваши дети росли здоровыми и развивались правильно!
Подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям, оставляйте комментарии в сетях.

С уважением, Анастасия

Бьюти блог
Добавить комментарий