Вы сталкивались когда-либо со следующей ситуацией? Содержание статьи Что же такое дисграфия? В одной из предыдущих статей мы затрагивали тему дислексии. Дисграфия – это нарушение письменной речи, при котором малыш делает очевидные ошибки при письме и которое требует логопедической коррекции. Подобно дислексии, дисграфия имеет несколько форм, у каждого из которых свои признаки, а если быть точнее – свои типы ошибок, допускаемых детьми. Эта форма нарушения письменной речи подразумевает наличие плохого фонемного восприятие. При акустической дисграфии нет нарушений со слухом и устной речью . В данном случае сохраняются симптомы, описанные выше, только к акустической дисграфии добавляются ошибки в произношении звуков. Артикуляторно-акустические и артикуляционные нарушения встречается у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи. Это нарушение связано с лексико-грамматическим недоразвитием и несформированности речи. В данном случае малыш путает визуально похожие символы. Несмотря на сложное название, этот вид дисграфии определить довольно просто. Почему ребенок плохо пишет или почему ребенок плохо читает ? Дисграфия, наравне с дислексией, может привести ко многим проблемам. Ответственность за коррекцию нарушения лежит, конечно, на специалистах, но в первую очередь – на родителях! Как и за процессом развитие их питомца в целом. Но можно ли перепутать дисграфию и другие нарушения развития? Как этого не сделать? К сожалению, Вы не сможете поставить диагноз своему малышу сами. Любой врач скажет Вам, что самолечением заниматься нельзя, и это действительно так. В основном, с дисграфией работает логопед, но могут также и нейропсихолог, и психотерапевт, и педагог-психолог. Следует приготовиться к тому, что процесс устранения речевого нарушения и письма не будет быстрым. Если присутствует органическая причина дисграфии, то будет назначено ее лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое и так далее). Можно ли исправить и как исправить дисграфию дома. Требуется пройти лабиринт, проведя на листе непрерывную линию, не отрывая руки и не поворачивая лабиринт. Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку. Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее. Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методы на развитие внимания, связанные с символами.Как утверждают психологи это особо эффективно ,когда ребенку от 10 до 11 лет. Сканворды, кроссворды, английские кроссворды, судоку и прочие головоломки. Играйте в узнавание букв и цифр, которые нарисованы не полностью. Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже слог. Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь. Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания. Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой. Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера. Существуют определенные группы риска для детей, у которых может появиться дисграфия. Поэтому врачи в первую очередь должны проводить диагностику и анализ звукопроизношения ребёнка в случае: Заинтересовать ребенка помогут игры.Особенно это относится если дисграфия у детей дошкольного возраста. Если ребенок не хочет корректировать нарушение, не хочет заниматься письменной работой, то на помощь придут увлекательные игры. С вашей поддержкой коррекция дисграфии превратится из непосильного труда в досуг. Развитие психических функций может помочь в профилактике речевых нарушений. Статистика по дисграфии поразительна. В обычной школе этот показатель равен почти сорока процентам. Связано это с тем, что около половины первоклассников имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР), что мешает ребенку стать грамотным. Дисграфия – не приговор Разумеется, нарушение корректируется. Но стоит также отметить, что некоторые люди выделяют своеобразное преимущество дисграфии. Действительно, мы можем наблюдать, что многие гении страдали этим отклонением. В их числе Альберт Эйнштейн, Ганс Кристиан Андерсен, Томас Алва Эдисон, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Джон Кеннеди, Владимир Маяковский, Стив Джобс и многие другие. Существует такое понятие, как «почерк Леонардо». В заключении посмотрите видео Пусть Ваши дети будут здоровы и счастливы! Подписывайтесь на мой блог, делитесь с друзьями и ждите обновлений! С уважением,
Проверяем тетради ребенка по письму и замечаем – огромное количество ошибок.
Это не обязательно признак лености или неграмотности, потому что существует такое нарушение письменной речи и психических функций мозга, как дисграфия у детейПонятие дисграфии как нарушения письменной речи
Там же было сказано, что это похожие нарушения развития, и они почти всегда пересекаются, но не всегда сопровождают друг друга.
В России более тридцати процентов учеников младшей школы имеют это отклонение, поэтому нарушение распространенное и очень важно научиться распознавать его, понимать его причины и знать, как помочь детям с такой проблемой.
Можно выделить следующие формы дисграфии:
Симптомы дисграфии у ребенка
Акустические проблемы при восприятии звуков
Занимающийся при письме, заменяет друг другом буквы, обозначающие похожие звуки.
Например замены парных согласных «б»/ «п», «д»/ «т», «г»/ «к», созвучные гласные «о»/ «у», «ё»/ «ю» или сложные звуки и их составляющие «а»/ «я», «ц»/ «с», «ц»/ «т», «ч»/ «щ» и так далее.
Артикуляторно-акустические ошибки произношения звуков
Фактически это сочетание акустической с фонематической дислексией.
Ребенок и читает, и записывает слова неправильно, путает похожие звуки.Аграмматическое нарушение и недоразвитие речи
Малыш пишет и говорит, не до конца осознавая слоговое восприятие и значение сформированности слов.
Ему трудно подобрать синонимы или антонимы, описать что-либо или образовать нужную форму слова (например, уменьшительно-ласкательную или множественное число).
Возможны также сложности в построении сложных предложений (например, он пропускает тот или иной член предложения или нарушает их последовательность).
Аграмматическая дисграфия нередко встречается в билингвальных семьях.Оптическая дисграфия письма
Он может добавлять или убирать элементы букв, в результате формирования слова получаются как существующие, как и не существующие знаки.
Например, можно перепутать «Х» и «Ж», «А» и «Л», а из буквы «Э» можно сделать «С» наоборот.
Также иногда при оптической дисграфии происходит отзеркаливание букв.Недоразвитие языкового анализа и синтеза
Ученик, страдающий им, в процессе письма пропускает буквы или слоги, меняет их местами, дублирует или вовсе добавляет то, чего нет.
Также школьник может путать в письменной работе, где нужен пробел, а где нет, или не дописывать слова.
Существуют также сложности в определении границ предложения.Причины нарушения письма и речевого воспроизведения информации
Не удивительно, но причины дисграфии схожи с причинами дислексии.
Среди них — падение учебной мотивации, недоразвитие речи,школьная неуспеваемость,незаслуженно плохая характеристика и так далее.
Поэтому очень важно осознать, что ребенок не виноват в том, что неправильно пишет, и эта проблема не связана с его школьным обучением.
Все, что требуется от педагогов, — это помочь вовремя распознать нарушение и обеспечить на уроках условия, способствующие гармоничному развитию детей, в том числе, коррекции дисграфии.
Диагностика нарушения дисграфии у логопеда
Необходимо проведение процесса речевого анализа письменной грамматики.
Придется пройти диагностику и обследование у ряда специалистов, среди них: невролог, окулист, отоларинголог, логопед и психоневролог (последние, собственно, ставят окончательный диагноз).
Каждый из врачей проверяет, нет ли у обследуемого проблем со здоровьем, которые могут привести к нарушению процесса письма, помимо дисграфии.
Предположим, что диагноз уже поставлен.
Главный вопрос, который стоит перед нами теперь, — как бороться с дисграфией у ребенка ?Работа по коррекции дисграфии с логопедом
Коррекционная программа выстраивается в зависимости от того каковы причины, вид нарушения и особенности возраста.
Чем он старше, тем сложнее проводить коррекцию.Случаи, когда необходимо медикаментозное, физиотерапевтическое лечение
Сходные способы лечения назначается и при усугубленной дезорганизация письменной речи, приводящей к невозможности действия письма (Аграфия).
Будут проводиться различные упражнения с логопедом.
Некоторые из них Вы сможете самостоятельно применить и позаниматься с ребенком дома, таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.Упражнения для исправления дисграфии дома
Да,после консультации с логопедом и проведенного им анализа ситуации, основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке.
Ниже приводятся упражнения для коррекции.
Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься.
Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.«Лабиринт»
Графические диктанты
Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.Конструирование знаков из элементов
Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно пересоставить другие.
Разбирайте их и составляйте заново.Таблицы Шульте
Кроссворды
Узнавание неполных символов
Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает.
Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных знаков.
Например, буква «Б» и цифра «5» имеют общую часть, как и многие другие.Поиск пропущенных букв в слове
Пусть малыш проведет анализ слова, найдет пропуски, выделит слог, исправит ошибку и назовет правильный вариант его написания.Заучивание стихотворений
В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.Играйте со словами
Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него, другие слова.
Подобных приемов целое множество.Развитие мелкой моторики
Используйте эту возможность по максимуму: пусть малыш отдохнет от русского языка и займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями.
Включите фантазию – и у Вас все получится.
Кроме того, заниматься будет крайне интересно и Вам, и ребенку!Психологический комфорт при письме
Боязнь учителя, ненависть к письму и урокам, стыд перед одноклассниками и другое.
Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно.
Пусть они не акцентируют внимание остальных детей на проблеме и запасутся терпением.
Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием.
Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки.
Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до перенапряжению на нервной почве.
Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается то, что другие делают с легкостью.
При этом взрослый человек, учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки письма, а сверстники тем временем их высмеивают.
И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день.
Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет.
Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом.
Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения по письму только потому что надоело или что-то не получается.
В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру.
Иначе срывов избежать не получится.
Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери.
Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди.
Кто, если не Вы, поддержите малыша и поможете ему добиться успеха?Что важно знать о дисграфии
Поскольку ребенок сначала читает, а потом занимается письмом, то сложности, которые проявляются в чтении переносятся на проблемы в письме.
Он сначала неправильно читает, а затем и неправильно пишет.
Если у него не провести коррекционную работу вовремя, то эти нарушения речи письма могут сохраниться у человека на всю жизнь.
Соответственно, и проблем ему они доставят больше.
Родителям нужны быть готовыми к тому, что порой коррекция дисграфии, дислексии и других сопутствующих нарушений речи может занять не один месяц или даже не один год,а несколько лет
Потребуется проявить силу воли и терпение.
И даже не психическое расстройство.
Это лишь нарушение речевого развития, связанное с работой головного мозга.
Поэтому будет некорректно в данном случае употреблять слова «лечение», «больной», «болезнь» и прочие.
Однако считать, что это «само пройдет», тоже неуместно.
Нередко это связано с нарушением двигательных и зрительных анализаторов, поэтому ребенок, страдающий от этого, может писать неразборчиво, криво.Группы риска по дисграфии
Заинтересованность ребенка в письме
Развитие психических функций
Занятия для развития мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, мышления, интеллекта, фонематического слуха, музыкального слуха, пространственного восприятия, эмоционально-волевых качеств и прочего – это то, что принесет огромную пользу в предупреждении сложностей с речью и возникновения искажения распознавания структуры окружающего мира.
Помимо этого, развивать психику ребенка само по себе полезно всегда и в любом возрасте (даже когда он уже далеко не ребенок).Статистика по дисграфии
Согласно исследованиям, приблизительно у половины учащихся 2 класса выявляется дисграфия.
Компенсация недоразвития
Дело в том, что человеческий головной мозг обладает компенсаторными возможностями.
Это значит, что он может любое недоразвитие компенсировать чем-то другим.
То есть, если нарушена какая-либо способность мозга, то другая может быть развитой даже слишком хорошо. Этот факт и определенная «статистика» могут быть основанием для мифа о том, что дисграфия (наравне с дислексией) – это «болезнь гениев».
Пишет как Леонардо
При оптической дисграфии имеет место быть явление отзеркаливания письма.
Если ребенок амбидекстр (напомню, это человек, который способен равнозначно использовать и левую, и правую руку), то он может писать справа налево (левой рукой) и/или его строчки идут снизу-вверх.
Разве это не удивительное развитие навыков ?
Несмотря на все сложности, среди амбидекстров встречается много талантливых и гениальных людей.
Именно поэтому явление отзеркаленного письма назвали в честь Леонардо да Винчи – амбидекстра, который также имел дисграфию и писал заметки в дневник левой рукой справа налево.
Анастасия