Дисграфия-ребенок пропускает буквы при письме

Дисграфия у детей

Вы сталкивались когда-либо со следующей ситуацией?
Проверяем тетради ребенка — замечаем огромное количество ошибок.
Это не обязательно признак лености или неграмотности, потому что

существует такое явление в письменной речи и психических функций мозга, как дисграфия у детей

В этой статье ответы на вопросы связанные с дисграфией при письме и как с этим бороться.

Ребёнок не понимает что у него дисграфия

Содержание
  1. Понятие дисграфии в письменной речи
  2. Симптомы дисграфии
  3. Фонемное восприятии
  4. Ошибки произношения звуков
  5. Аграмматическое
  6. Оптическая дисграфия при письме
  7. Недоразвитие языкового анализа и синтеза
  8. Причины искаженного речевого воспроизведения информации у ребёнка
  9. Диагностика нарушения
  10. Работа по коррекции с логопедом
  11. Случаи, когда ребенку необходимо медикаментозное, физиотерапевтическое лечение
  12. Упражнения для исправления дома
  13. «Лабиринт»
  14. Графические диктанты
  15. Конструирование знаков из элементов
  16. Таблицы Шульте
  17. Кроссворды
  18. Узнавание неполных обозначений
  19. Поиск пропущенных букв в слове
  20. Заучивание стихотворений
  21. Играйте со словами
  22. Развитие мелкой моторики
  23. Психологический комфорт при письме
  24. Что важно знать
  25. Группы риска
  26. Заинтересованность в навыках письма
  27. Развитие психических функций
  28. Статистика
  29. Компенсация
  30. Пишет как Леонардо

Понятие дисграфии в письменной речи

Что же это такое и как проявляется ?

В одной из предыдущих статей мы разбирали тему дислексия.
Там же было сказано, что это похожие отклонения развития, они почти всегда пересекаются, но не всегда сопровождают друг друга.
В России, получая начальное образование, более тридцати процентов учеников младшей школы имеют это отклонение.
Поэтому оно у младших школьников распространенное и очень важно научиться распознавать, понимать причины, знать пути преодоление такой проблемы.

Дисграфия – это нарушение письменной речи, при которой делаются очевидные ошибки при письме и они требуют логопедической коррекции.

Подобно дислексии, дисграфия имеет несколько форм, у каждой из которых свои признаки, а если быть точнее – свои примеры ошибок, допускаемые детьми.
Можно выделить следующие формы дисграфий:

  • Акустическая
  • Артикуляторно-акустическая
  • Оптическая
  • Аграмматическая
  • Связанная с невосприятием языкового анализа и синтеза

письмо при гисграфии

Симптомы дисграфии

Фонемное восприятии

Эта форма в письменной речи подразумевает наличие плохого  фонемного восприятие.
Занимающийся при письме, заменяет вместо одних другими буквы, обозначающие похожие звуки.
Например замены парных согласных  «б»/ «п», «д»/ «т», «г»/ «к», созвучные гласные «о»/ «у», «ё»/ «ю» или сложные звуки, их составляющие «а»/ «я», «ц»/ «с», «ц»/ «т», «ч»/ «щ» и так далее.

При акустической нет нарушений со слухом, устной речью

.

Ошибки произношения звуков

В данном случае сохраняются симптомы, описанные выше, только к акустической добавляются ошибки в произношении звуков.
Фактически это сочетание вместе с акустической, с фонематической дислексией.
Ребенок одновременно читает и записывает слова неправильно, путает похожие звуки.

Артикуляторно-акустические, артикуляционные нарушения встречается у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Дисграфия прописью

Аграмматическое

Отмечаются трудности проговаривать текст, который прочитан — это обусловлено несформированностью речи.
Школьник пишет и произносит, не до конца осознавая слоговое восприятие и значение сформированности слов.
Ему трудно подобрать синонимы или антонимы, описать правильно что-либо, образовать нужную форму слова (например, уменьшительно-ласкательную, множественное число).
Возможны также сложности обучения в построении сложных предложений (например, он пропускает тот или иной член грамматического предложения или нарушает правила их последовательности).
Аграмматическая дисграфия нередко встречается в билингвальных семьях.

Оптическая дисграфия при письме

В данном случае детский мозг путает визуально похожие буквы и происходит виртуальная замена букв.
Он может добавлять или убирать элементы букв, в результате формирования слова получаются как существующие, как и не существующие знаки.
Например, можно перепутать «Х» и «Ж», «А» и «Л», а из буквы «Э» можно сделать «С» наоборот.
Также иногда при оптической происходит отзеркаливание букв.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза

Несмотря на сложное название, этот вид определить довольно просто.
Ученик, страдающий им, при письме пропускает буквы или слоги, меняет их местами, дублирует или вовсе добавляет то, чего нет.
Также школьник может путать при выполнении письменной работы, где нужен пробел, а где нет, или не дописывает слова.
Существуют также сложности в определении границ предложения.

Много ошибок при письме

Причины искаженного речевого воспроизведения информации у ребёнка

Почему ребенку тяжело писать или почему ребенок плохо читает ?
Не удивительно, но причины дисграфии схожи с причинами дислексии.

  • Наследственная предрасположенность
  • Заболевания, перенесенные в перинатальный период развития, а также различные осложняющие факторы (вредные привычки матери, осложненный токсикоз, асфиксия, короткий промежуток между беременностями матери)
  • Внутренние функциональные причины (длительные соматические заболевания)
  • Внешние функциональные причины (неправильное речевое воспитание)
  • Отсутствие школьной готовности
  • Минимальная мозговая дисфункция
  • Задержка психического развития
  • Синдром дефицита внимания, гиперактивности
  • Общая недоразвитость речи
  • Нарушение произносительной стороны речи (дизартрия)
  • Инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургическое вмешательство, опухоли головного мозга

Дисграфия и ошибки

Дисграфия, наравне с дислексией, может привести ко многим проблемам.
Среди них: падение учебной мотивации, недоразвитие речи, школьная неуспеваемость, незаслуженно плохая характеристика.
Поэтому очень важно осознать, что ребенок не виноват в том, что неправильно пишет и эта проблема не связана с его школьным обучением.

Ответственность за коррекцию нарушения лежит, конечно, на специалистах, но в первую очередь на родителях.

Как за процессом развитие их питомца в целом.
Все, что требуется от педагогов, — это вовремя распознать нарушение, обеспечить на уроках условия, способствующие гармоничному развитию детей, в том числе, коррекцию.

Но можно ли перепутать дисграфию  с иными нарушениями развития?

Да возможно.

Рассмотрим как этого не сделать.

Диагностика нарушения

К сожалению, Вы сами профессионально не сможете поставить диагноз — обратитесь медицинский центр.
Необходимо проведение процесса речевого анализа письменной грамматики.
Придется пройти диагностику, обследование у ряда специалистов, среди них: невролог, окулист, отоларинголог, логопед, психоневролог (последние, собственно, ставят окончательный диагноз).
Каждый из врачей проверяет, нет ли у обследуемого проблем со здоровьем, которые могут привести к нарушению письменного процесса, помимо дисграфии.
Предположим, что диагноз уже поставлен.
Главный вопрос, который стоит перед нами теперь, — как бороться с дисграфией у ребенка ?

Диагностика дисграфии

Работа по коррекции с логопедом

Любой врач скажет Вам, что самолечение недопустимо, и это действительно так.

В основном, дети с дисграфией работа логопеда, но может понадобиться нейропсихолог, психотерапевт, педагог-психолог.

Следует приготовиться к тому, что процесс устранения речевого нарушения или нарушения навыков письма не будет быстрым.
Коррекционная программа выстраивается в зависимости от того каковы причины, а также виды нарушения с учетом персональных особенностей возраста.
Чем пациент старше, тем сложнее проводить коррекцию.

Случаи, когда ребенку необходимо медикаментозное, физиотерапевтическое лечение

Если присутствует органическая причина, то будет назначена методика ее лечение (медикаментозная, физиотерапевтическая).
Сходные способы лечения назначаются при усугубленной дезорганизации письменной речи, приводящей к невозможности адекватного действия при письме (Аграфия).
Будут проводиться различные упражнения с логопедом.
Некоторые из них Вы сможете самостоятельно применить, позаниматься с ребенком дома.
Таким образом Вы не только поможете необходимой коррекции в нужном направлении, но и сблизитесь со своим малышом.

Ошибки красным

Упражнения для исправления дома

Можно ли исправить и как помочь ребенку с избавлением от дисграфии дома.

Да, после консультации с логопедом, проведенного им анализа ситуации, основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке.

Ниже приводятся упражнения для коррекции.

Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься.

Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

«Лабиринт»

Требуется пройти лабиринт, проведя на листе непрерывную линию, не отрывая руки и не поворачивая лабиринт.

 упражнение простой лабиринт

Графические диктанты

Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку.
Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.

графический диктант

Конструирование знаков из элементов

Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее.
Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно их пересоставить.
Разбирайте их и составляйте заново.

Таблица Шульте

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методы на развитие внимания, связанные с цифрами.Как утверждают психологи это особо эффективно, когда ребенку от 10 до 11 лет.

Кроссворды

Сканворды, кроссворды, английские артикуляции, судоку и прочие головоломки.

Девочка думает

Узнавание неполных обозначений

Играйте в узнавание букв и цифр, которые пропущены или нарисованы не полностью.
Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает.
Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных символов.
Например, в букве «Б» и цифре «5» есть общая часть.

Поиск пропущенных букв в слове

Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже можете пропустить слог.
Пусть воспитанник проведет анализ слова, найдет пропуски, выделит слог, исправит ошибку и назовет правильный вариант его написания.

Заучивание стихотворений

Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь.
В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.

Играйте со словами

Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания.
Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него слова.
Подобных приемов целое множество.

Развитие мелкой моторики

Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой.
Используйте эту возможность по максимуму: пусть детская психика отдохнет от русского языка, а он займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями.
Включите фантазию – и у Вас все получится.
Кроме того это будет крайне интересно и Вам, и ребенку!

Комфортные условия для малыша

Психологический комфорт при письме

Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера.
Боязнь учителя, ненависть к письменным урокам, стыд перед одноклассниками и другое.

  • Поговорите с педагогами.
    Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно.
    Пусть они не акцентируют внимание остальных учащихся на проблеме и запасутся терпением.
    Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием.
    Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки.
    Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до перенапряжению на нервной почве.
    Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается писать буквы и то, что все  девочки, мальчики делают с легкостью.
    При этом взрослый учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки, а сверстники тем временем их высмеивают.
    И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день.
    Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет.
  • Заряжайте своё чадо только позитивной энергией.
    Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом.
    Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения по письму только потому что надоело или что-то не получается.
    В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру.
    Иначе срывов избежать не получится.
    Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери.
    Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди.
    Кто, если не Вы, поддержите малыша в достижении успеха?

Школьники на уроке

Что важно знать

  • Дисграфия является наиболее вероятным последствием дислексии.
    Поскольку ребенку сначала обучения необходимо читать, а потом заниматься письмом, то сложности, которые проявляются в чтении переносятся на проблемы в письме.
    Он сначала неправильно читает, пропуская буквы а затем и неправильно пишет.
  • Патологии могут быть и у взрослого.
    Если с ним не провести коррекционную работу вовремя, то эти нарушения могут сохраниться у человека на всю жизнь.
    Соответственно, и проблем ему они доставят больше.
  • Иногда коррекция является длительным процессом.
    Родителям нужны быть готовыми к тому, что порой коррекция дисграфии, дислексии и иных сопутствующих нарушений речи может занять не один месяц или даже не один год,а несколько лет
    Потребуется проявить силу воли и терпение.
  • Если у Вас возникает вопросы как лечить, то дисграфия – не болезнь.
    И даже не психическое расстройство.
    Это лишь нарушение речевого развития, связанное с работой головного мозга.
    Поэтому будет некорректно в данном случае употреблять слова «лечение», «больной», «болезнь» и прочие.
    Однако считать, что это «само пройдет», тоже неуместно.
  • Почерк «дисграфика» может быть непонятным.
    Нередко это связано с нарушением двигательных и зрительных анализаторов, поэтому ребенок, страдающий от этого, может писать неразборчиво, криво.

 

Группы риска

Существуют определенные группы риска предрасположенным детям, у которых может появиться дисграфия.

Поэтому врачи в первую очередь должны проводить диагностику и анализ звукопроизношения ребёнка в случае:

  •  Если он из многоязычной семьи;
  •  Имел ранее заболевания слухового и речевого аппарата;
  •  Левша или амбидекстр (человек, для которого левая и правая рука равнозначны);
  •  Поздно начал говорить;
  •  Левша, которого переучили под правшу;
  •  С нарушениями фонетического восприятия;
  •  Имеет проблемы памяти или внимания;
  •  Школьник с низким уровнем школьной готовности;
  •  Ребенок пишет так, как говорит;
  •  Допускает небольшое количество ошибок, присущих «дисграфику».

Девочка пишет

 

Заинтересованность в навыках письма

Заинтересовать ребенка помогут игры.Особенно это относится если дисграфия у детей дошкольного возраста.

Если ребенок не хочет корректировать нарушение, пренебрегает письменной работой, то на помощь придут увлекательные игры.

С вашей поддержкой коррекция превратится из непосильного труда в досуг.

Развитие психических функций

Развитие психических функций поможет на начальной стадии скорректировать речевые нарушения.
Занятия для развития мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, мышления, интеллекта, фонематического слуха, музыкального слуха, пространственного восприятия, эмоционально-волевых качеств и прочего – это то, что принесет огромную пользу в предупреждении сложностей с речью и возникновения искажения распознавания структуры окружающего мира.
Помимо этого, развивать психику ребенка само по себе полезно всегда и в любом возрасте (даже когда он уже далеко не ребенок).

Статистика

Статистика по дисграфии поразительна.
Согласно исследованиям, приблизительно у половины учащихся 2 класса выявляется дисграфия.

В обычной школе этот показатель равен почти сорока процентам.

Связано это с тем, что около половины первоклассников имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР), что мешает ребенку стать грамотным.

Компенсация

Дисграфия – не приговор

Разумеется, нарушение обычно корректируется. Но стоит также отметить, что некоторые люди выделяют своеобразное преимущество дисграфии.
Дело в том, что человеческий головной мозг обладает компенсаторными возможностями.
Это значит, что он может любые пробелы компенсировать чем-то другим.
То есть, если нарушена какая-либо способность мозга, то другая может быть развитой даже слишком хорошо. Этот факт и определенные «слухи» могут быть основанием для мифа о том, что дисграфия – это «болезнь гениев».

Действительно, мы можем наблюдать, что многие гении страдали этим отклонением.

В их числе Альберт Эйнштейн, Ганс Кристиан Андерсен, Томас Алва Эдисон, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Джон Кеннеди, Владимир Маяковский, Стив Джобс.

Пишет как Леонардо

Существует такое понятие, как «почерк Леонардо».
При оптической дисграфии возможно явление отзеркаливания письма.
Если ребенок амбидекстр (напомню, это человек, который способен равнозначно использовать и левую, и правую руку), то он может писать справа налево (левой рукой) и/или его строчки идут снизу-вверх.
Разве это не удивительное развитие навыков ?
Несмотря на все сложности, среди амбидекстров встречается много талантливых и гениальных людей.
Именно поэтому явление отзеркаленного письма назвали в честь Леонардо да Винчи – амбидекстра, который также имел дисграфию и писал заметки в дневник левой рукой справа налево.

В заключении посмотрите видео

Пусть Ваши дети будут здоровы и счастливы! Подписывайтесь на мой блог и ждите обновлений!

С уважением,
Анастасия

Бьюти блог
Добавить комментарий