Одаренный ребенок по признакам равенства

одаренный ребенок

 

Перед Вами одаренный ребёнок и если Вы родители или педагог – то сразу в голове возникает множество вопросов.

Каковы особенности проявления задатков одарённости у одаренных детей, как их воспитывать, обучать, как не обделить вниманием других?

Таких детей трудно не заметить среди других

Во-первых, стоит отметить, что существует несколько видов одаренности, соответственно, что признаки, особенности, методы работы с ними будут отличаться.

Родителями одаренного ребенка тоже быть нелегко, поэтому им также стоит задуматься.

Как сформировать в нем стремление к повышению уровня развития способностей, как помочь ему избежать проблем в школе?

Во всех этих вопросах мы постепенно разберемся вместе со специалистами, а начнем с определения признаков одаренности в виде отличий.

Кто такой одаренный ребенок

Одаренный ребенок – это тот, который выделяется среди других с точки зрения достижения в какой-либо деятельности, имеет высокий уровень знания или потенциал развития (спортивного, интеллектуального, коммуникативного, музыкального и так далее).

Одаренность – это результат симбиоза удачных генов и благополучной социальной среды, в которой малыш растет.

Если взрослые, сверстники содействуют одаренности ребенка, то он может очень многого добиться.

Что это значит?

Это то, что окружающим важно поощрять интересы талантливого человека, помогать ему, формировать внутреннюю мотивацию.

Нельзя унижать или избегать его, обделять вниманием, «чтобы не выделялся»

Известно, что некоторые одаренные дети вундеркинды кажутся «странными» в окружении сверстников, поэтому не признаются группой.

Несчастье одаренных людей состоит в разрыве между их стремлениями и возможностью их осуществлять.

О. де Бальзак

Как правило, одаренность можно выявить в малыше в достаточно раннем возрасте по особенностям поведения.

Если так оно и происходит, то не менее легко установить, к какой сфере дети не склонны или к чему у них больше притягательности.

Например, ребенок может быть специалистом в собирании конструкторов различных видов сложности, либо фанатом футбола, футбольных матчей, а, возможно, он петь научился раньше, чем говорить…

Существуют признаки одаренности, которые работают для всех малышей:

  • Инициативность, живость
  • Любознательность, интерес к новому
  • Способности к концентрации внимания выше среднего
  • Потребность в поддержке старших
  • Чувствительность, ранимость

с конструктором

Виды одаренности

Вопрос, который возникает в первую очередь при рассмотрении данной темы,

какие выделяются категории одаренности детей и подростков?

Вряд ли их можно спутать, но стоит в отдельности рассмотреть особенности, потому что разные категории одаренности в развитии психики проявляются совершенно по-разному.

Интеллектуальная

То, что привыкли называть уровнем IQ (общий интеллект).
Разумеется, IQ включает в себя не одну характеристику, а различные составляющие, поэтому этот пункт включает в себя несколько частей.

Общим остается то, что интеллектуальную одаренность можно вычислить с помощью тестов:

  • Детский вариант «Шкалы интеллекта Д. Векслера» (от 4 лет)
  • «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра — IST» (от 13 лет)
  • «Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена и Л. Пенроуза» (от 4,5 лет).

Левополушарная

Левое полушарие мозга отвечает за аналитику, логику, математические вычисления, а также за речь.

Отсюда вытекает успешность по таким школьным предметам, как математика, алгебра, русский язык, химия и так далее в научной сфере.

Правополушарная

Так как рабочая рука связана с преобладанием того или иного центра в обратной зависимости, то часто «правополушарные» дети – левши.
Этот аспект несложно заметить, поскольку большинство людей – правши.

Эта часть отвечает за воображение, трехмерное восприятие, пространственную ориентацию, цветоощущение, а также за чувство ритма и целостность восприятия.

Отсюда становится ясно, почему левши считаются гениями – они более креативны, потому что их правое полушарие работает значительно лучше, чем у других.

Кроме того, если у ребенка наблюдается «топографический кретинизм», можно сделать предположение о его «левополушарности».

«Правополушарные» дети преуспевают в геометрии, физике и многом другом (в том числе, в искусствах, о которых мы сейчас тоже поговорим).

у доски

Творческая

Ее также можно назвать эстетической или художественной.

Музыкальное, литературное, танцевальное, изобразительное искусство – что угодно!

Вы заметите если малыш проявляет к тому или иному из них склонности.

Главное – не давить на него.

Пусть проявляет себя в начальной школе, в кружках, возможно, даже в специализированной студии искусств, музыке, литературы.
Все, что требует развития потенциала: одобрение близких и, наверняка, материальная поддержка.

Например всё что относится к творчеству: домашнее пианино, танцевальный костюм или гуашь.
Важно лишь понять, не является ли склонность ребенка в некоторой степени временной прихотью, прежде чем вложить в нее конкретную, круглую сумму денег.

Пусть сперва ребенок попробует себя в различных видах творческой деятельности и поймет, что именно ему по душе.

Такую возможность предоставляют некоторые школы искусств.
В них набирают группы детей дошкольного возраста для того, чтобы их обучить азам различных видов искусств и дать им все попробовать.

Станет это впоследствии хобби или делом всей жизни – мы не можем знать заранее, потому, что жизнь изменчива, как и детские желания, но в любом случае попробовать стоит.
В конце концов вопросы по хобби – тоже незаменимая часть жизни.

художник

Физическая

Разумные занятия спортом, несомненно, полезны для здоровья.
Каждый может всегда найти себе вид по душе, который будет подходить по показаниям здоровья.

Но некоторые люди с рождения проявляют исключительные физические показатели (сила, скорость, быстрота, выносливость), а также интерес к тому или иному спортивному занятию.

Так же, как и искусство, спорт может стать для ребенка как хобби, так и профессией, — на пользу пойдет и то, и другое.

Спорт позволяет поддерживать активность, здоровый образ жизни, проявлять себя, достигать различных целей, реализовывать природный физический потенциал, держать себя в тонусе.

Но не все так идеально, потому что во всем требуется мера и разумность.

Профессиональный результат иногда приводит к негативным последствиям для здоровья, а трудности и частые тренировки отнимают время необходимое для учебы.

Взрослые должны следить за этим, регулировать деятельность труда ребенка, учить его самостоятельности.
Для многих молодых спортсменов тренер (если повезло) становится важным, авторитетным человеком в жизни.

Поэтому основные обязанности по поддержанию спортивных талантов остаются за ним.
От родителей требуется лишь верить в свое чадо и помогать ему справляться с проблемами (дисциплина, учеба, здоровье и так далее).

Не стоит забывать, что нагрузки могут вызывать стресс (от временных неудач, постоянного соперничества), но это не значит, что надо все бросать.
Важно выработать конструктивную копинг-стратегию (метод борьбы со стрессом).

Это будет очень полезно не только в спорте, но и во всех сферах жизни ребенка.

спортсмен

Коммуникативная

У этих детей точно не будет проблем в общении со сверстниками!

Да, они могут найти общий язык почти с любым в коллективе.
Способность к диалогу, дар внушения, эмпатия, умение решать конфликты – вот черты присущие коммуникативно одаренным детям.
Несомненно, любая группа нуждается в нем (точно как и в лидере, о котором поговорим позднее).

Ребенок, награжденный этим даром, в дальнейшем сможет проявить одаренность в следующих профессиях: психолог, конфликтолог, педагог, консультант, менеджер, маркетолог, социолог, туристический гид, а также во многих-многих других.

Все, чего требуется от старших, — не мешать!

Ни в коем случае не прививайте ребенку манипулятивный или авторитарный стиль общения.
Это значит, что не нельзя угрожать ему, к чему-то принуждать и так далее.

Ровно как и любому другому ребенку, потому что социальный интеллект – не исключительная редкость, а фактор понятия, который  следует развивать в любом человеке.

Но можно и, наоборот, обрубить на корню его развитие в детском возрасте.

Лидерская

Вы когда-нибудь встречали лидера, который может собрать целую команду и повести за собой?

Надеюсь, встречали и понимаете, о чем идет речь.
Сегодня это милый малыш, который мастерски управляет другими в командной игре, а через много лет он руководит успешной компанией.

Конечно, такого прогноза можно ожидать, только если не подавлять в ребенке личностных лидерских качеств.

Да, все мы понимаем, что учитель или родитель старше, опытнее и главнее, но не нужно делать ребенка-лидера неуверенным в себе и неспособным к грамотному управлению.

Не стоит принижать его способностей, и тогда он добьется успеха в руководящей деятельности.

Если в классе выделяется школьник, одаренный лидерскими качествами, можно поручить ему роль старосты класса.

А если таковых ребят нашлось больше одного – пусть они периодически меняются ролями. В конце концов, любому лидеру полезно побыть иногда подчиненным, научится учитывать влияние сверху. Либо учатся вести лидерство на равных. Быть может, в будущем кто-то из них успешно откроет партнерский бизнес. Основной принцип в котором: выигрыш всех участников.

силач

Практическая

Бывает, что взрослого человека (специалиста) называют мастером от бога (прирожденный врач или прирожденный летчик).

Но можно ли делать какие-то прогнозы о профессиональной одаренности ребенка?

Конечно, можно!

Не секрет, что в наше время существует целое море игрушек, связанных с какой-либо профессией: повар, врач, строитель, летчик, — этот список безграничен.

Это могут быть как настоящие игрушки, так и их виртуальные версии (на телефоне, компьютере, планшете).
Последние опробовать проще всего.

Если малыш проявляет особенный, длительный интерес к игрушкам какой-то одной специализации и виртуозно с ними справляется – радуйтесь и делайте вывод!

Опять же подчеркну, что у детей бывают временные эмоциональные прихоти, и если через пару лет ребенку надоест одна профессия и он переключится на другую – не мешайте этому. процессу профессионального самоопределения!

И ни в коем случае не заставляйте его «не сдаваться», ведь если ребенку надоело уже сейчас – как он должен терпеть скуку всю жизнь?

Единственное, что ребенок должен понимать – это то, что абсолютно в любой специальности есть недостатки, просто нужно найти такую, недостатки которой будут нивелироваться яркими и очевидными её преимуществами.

повар

Духовная

Этот дар перекликается со многими вышеперечисленными.

Что можно сюда отнести?

Высокий уровень эмпатии ко всему живому, альтруизм, стремление привнести в мир нечто прекрасное.

Эта одаренность божественная, но очень многое в жизни духовно одаренного человека зависит от реализации других факторов.

Кем он станет в будущем – тем, кто жертвует собой ради своей святой жизненной цели, или тем, кто изменит мир в лучшую сторону?

Рядовым врачом с минимальной зарплатой или великим ученым, экологом?
Здесь важно помнить про уважение к себе, про рациональность, а также про креативность, социальный интеллект (ведь чтобы действительно стать кем-то, кто изменит мир, нужны необычные мысли и социальный лифт).

ангел

Амбидекстрия

Не пугайтесь этого слова, даже если оно звучит, как диагноз!

Это редкое (врожденное либо приобретенное) явление – способность писать и работать обеими руками, оно возникает тогда, когда оба полушария – и левое, и правое, — работают на одинаково высоком уровне.

Иногда амбидекстры способны даже выполнять обеими руками различные задачи.

Не пытайтесь «исправить» такого ребенка, чтобы он писал только одной рукой.

Человек, у которого хорошо развиты два большие полушария мозга, мобилен и многофункционален.

План работы с одаренными детьми в школе

Повремените с выводами

Если ребенок – отличник, выиграл в олимпиаде или просто часто замыкается в своих мыслях, — это еще не значит, что он дарование.

Проследите за его постоянным поведением, обсудите с другими педагогами, пообщайтесь лучше с учеником, его родителями.

Только тогда, совместно с педагогом, психологом, сделайте вывод со своих наблюдений и полученной информации.

Составьте план работы с одаренными детьми в школе и организации внешкольной занятости.

Избегайте ярлыков

Когда Вы поняли, что ученик одарен гениальностью, не следует сразу говорить всем, что он «одаренный», а остальные «не одаренные».
Это осознание явно никому не принесет пользы.

ребенок говорит

Уделяйте внимание всем ученикам

Будет несправедливо забывать о других учениках, только потому что в их классе есть более талантливый.

Все дети хорошие, это просто некоторые могут добиться чуть большего.

Поверьте, все нуждаются в Вашей педагогической помощи ничуть не меньше.
Только представьте: обычный класс с одаренным ребенком, — он понимает весь материал, а иные чего-то недопонимают, но учитель обращает внимание только на него (вместо того, чтобы лучше объяснить тему всем).

Поддержка способностей одаренности и интереса

Пятая по пирамиде А. Маслоу потребность (потребность в самоактуализации) у талантливых детей может проявляться раньше, чем у остальных, — не подавляйте ее.

Научитесь поддерживать стремления таких детей без унижения всех членов общества.

Например, если хвалите одаренного ребенка, то не забывайте хвалить достижений в том же остальных (в этот момент делайте акцент не на неудачах, а на успехах).

Не провоцируйте в одаренности перфекционизм

Одаренные дети склонны к чрезмерному перфекционизму, но это может привести к серьезным психическим проблемам (повышенный уровень тревожности, неврозы).

Поэтому постарайтесь избегать таких поступков и слов, которые провоцируют такое поведение в детях.

Привыкайте к протестному поведению

Обычная школьная программа может вызывать недовольство и скуку у талантливых детей, поэтому придумайте какие-то особенные задания, которые заменят им однотипные.

Сдерживайте эгоцентризм ребенка

Нередко одарённые дети демонстрируют некоторый эгоизм, высокомерие к своим сверстникам (а порой к учителям).

Воспитайте в каждом ученике доброжелательное отношение друг к другу, терпимость, объясните, что те или иные способности не должны быть поводом для оскорблений, неприязни, высокомерия.

Помните о сверхчувствительности

Обижать детей ни в коем случае нельзя, но одаренные реагируют на обидные мелочи более чутко.

Эйнштейн

Особенности работы с одаренными детьми в доу

Большинство из того, что было сказано для школьных учителей, подойдет и для воспитателей детского сада.
Главные отличия – это возраст. В садике дети не получают оценки, не обращают внимание на педагогов, друг на друга постоянно.

Таким образом, малыши не будут остро реагировать на то, что кого-то из группы хвалят чаще.
Возможны сложности возрастного понимания в диагностике дошкольной детской одаренности – выявление их потребует применения  различных методов:

  • Наблюдение за ребенком, что он умеет находить и создавать необычное
  • Эксперимент, позволяющий определить ум дарованный от природы в естественных условиях
  • Проводить сравнение с другими школьниками
  • Анализ продуктов деятельности (в основном, это рисунки)
  • Глубокие исследования эксперта

У одаренного ребенка может особенно остро проходить кризис трех лет, поэтому внимательнее следите за его поведением.

Обязательно взаимодействуйте с его родителями.

Также Вашим верным помощником должен быть педагог-психолог (если таковой в саду имеется).

Дополнительные задания, призванные развить способности одаренного ребенка, — это, несомненно, прекрасная идея, но не перебарщивайте со сложностью заданий.

Дошкольник не должен проходить школьную учебную программу раньше времени, сейчас он должен наиграться вдоволь, иначе, когда придет пора идти в школу, она ребенку не будет интересна (это правило распространяется на всех детей).

играет в шахматы

Если Вы – родитель одаренного ребенка

Обычно проблемы разных семей в процессе  воспитания личности отличны,  однако  выдающимися с точки зрения психологии не являются.

Если гений является Вашим единственным ребенком, то существует риск разбаловать его, сделать центром Вселенной.

При попытках этого избежать – наоборот, обделить чадо вниманием, заставить его считать себя ненужным и чувствовать себя неуверенно, а это зарывает любые таланты в землю.

Когда же в семье больше одного ребенка, высока вероятность того, что ненужными будут чувствовать себя остальные.

Найти баланс при воспитании дарования очень сложно, но главное – помнить, что ваш маленький человек особенный для Вас, в него необходимо верить.

Его надо любить искренне, всей душой, помогать во всем, прививать им уважение к себе и окружающим.

Мама с ребёнком

В таком случае ребенок с одаренностью или без нее добьется максимально возможных успехов!

Хотите факты?

Томас Алва Эдисон – американский изобретатель и предприниматель, имя которого у каждого на слуху.

Но не каждый знает историю из его детства.
Мать Эдисона – по истине герой.

Однажды она сообщила сыну, что он гений, и его школа через письмо попросила обучить его самостоятельно, потому что учителя не способны выполнить эту сложную задачу.

Спустя много лет, будучи уже известным и успешным, Томас нашел это письмо в семейном архиве и узнал, что на самом деле его матери сообщили не об одаренности, а об умственной отсталости сына.

Томас Алва Эдисон

Хотите еще пример?

Знакомо ли Вам имя австрийского психолога и врача Зигмунда Фрейда?
Уверена, что да.
Его мать была юной и наивной, когда родила первого сына.

«Ваш сын родился в рубашке»

сообщили роженице, имея ввиду родовую патологию.
Неверно истолковав сообщение и решив, что ее сын – счастливчик, она твердо решила, что вырастит гения.

Ее ошибкой стало обделение вниманием, поддержкой последующих семерых детей, но «золотой Зига» в итоге все-таки стал успешным, знаменитым на весь мир, перевернувшим психологическую науку.

Зигмунд Фрейд

Фильмы об одаренных детях

Хотелось бы напоследок рассказать Вам о нескольких хороших фильмах и сериалах, с помощью которых Вы смогли бы чуть лучше понять внутренний мир одаренных детей.

  • «Матильда» (1996)
  • «Одаренная» (2017)
  • «Детство Шелдона» (2017, спин-офф сериала «Теория большого взрыва»)
  • «Выбор игры» (1993)
  • «Билли Элиот» (2000)
  • «Витус» (2006)
  • «Слава» (2009)
  • «Умница Уилл Хантинг» (1997)
  • «Выбор игры» (1993)
  • «Октябрьское небо» (1999)
  • «Барабанная дробь» (2003)
  • «Перекресток» (1986)
  • «Блеск» (1996)
  • «Август Раш» (2007)
  • «Невероятное путешествие мистера Спивета» (2013)

Если вы одаренный человек, это не значит, что вы что-то получили.

Это значит, что вы можете что-то отдать.

К.Г. Юнг

пишет на доске мелом

Посмотрите видео об одаренных детях

Одаренность ребенка – это лишь вектор развития, но Ваша умелая помощь способна помочь ему реализовать потенциал, который проявляется !

Как ребенка быстро сделать гением.

Если у ваших детей нет ярко выраженных достижений творчества, то необходимо разобраться в ситуации, найти причину.

Может это неправильный характер формы занятий, освоения и обучения в определенной области системы образования.

Иногда источник предполагает крайне особые решения нестандартно полученных специальных наиболее востребованных
собственных знаний.

По сложившемуся мнению в своей основе академическая наука предлагает опыт самых разных способов взаимодействия
общества и индивидуального человека в образовательной, познавательной сфере. Определяет получить навыки необходимые для жизни.

Но такой тип подхода не предполагает создание условий равенства и развития для людей, которые обладают одаренными способностями мышления или для тех кто готов эти навыки развить.

Рассказывайте об этой статье друзьям и коллегам, подписывайтесь на мой блог и ждите новых интересных публикаций!

Бьюти блог
Добавить комментарий