Перед Вами одаренный ребёнок и если Вы педагог – то сразу в голове возникает множество вопросов. Каковы особенности одаренных детей, как их воспитывать и обучать и как не обделить вниманием других детей? Содержание статьи Во-первых, стоит отметить, что существует несколько видов одаренности, соответственно, признаки, особенности и методы работы с ними будут отличаться. Как сформировать в нем стремление к повышению уровня развития способностей, как помочь ему избежать проблем в школе? Во всех этих вопросах мы постепенно разберемся вместе со специалистами, а начнем с определения, видов и признаков одаренности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется среди других с точки зрения какой-либо деятельности, имеет высокий уровень или потенциал развития (например, спортивного, интеллектуального, коммуникативного, музыкального и так далее). Одаренность – это результат симбиоза удачных генов и благополучной социальной среды, в которой ребенок растет. Если взрослые и сверстники содействуют одаренности ребенка, то он может очень многого добиться! Что это значит? Это значит, что окружающим важно поощрять талантливого человека, помогать ему, формировать внутреннюю мотивацию. Нельзя унижать или избегать его, обделять вниманием, «чтобы не выделялся» Известно, что некоторые одаренные дети кажутся «странными» в окружении сверстников, поэтому не признаются группой. Несчастье одаренных людей состоит в разрыве между их стремлениями и возможностью их осуществлять. О. де Бальзак Как правило, одаренность можно выявить в малыше в достаточно раннем возрасте по особенностям поведения. Например, ребенок может быть специалистом в собирании конструкторов различных видов и сложности, либо фанатом футбола и футбольных матчей, а, возможно, он петь научился раньше, чем говорить… Существуют признаки одаренности, которые работают для всех малышей: Вопрос, который возникает в первую очередь при рассмотрении данной темы, — какие выделяются категории одаренности детей? Вряд ли эти их можно спутать друг с другом, но стоит в отдельности рассмотреть их особенности, потому что разные категории одаренности проявляются совершенно по-разному. То, что привыкли называть уровнем IQ (общий интеллект). Левое полушарие мозга отвечает за аналитику, логику, вычисления, а также за речь. Так как рабочая рука у человека связана с преобладанием того или иного полушария в обратной зависимости, то часто «правополушарные» дети – левши. Отсюда становится ясно, почему левши считаются гениями – они более креативны, потому что их правое полушарие работает значительно лучше, чем у других. Кроме того, если у ребенка наблюдается «топографический кретинизм», можно сделать предположение о его «левополушарности». Ее также можно назвать эстетической или художественной. Музыкальное, литературное, танцевальное, изобразительное искусство – что угодно! Вы заметите если ребенок проявляет к тому или иному из них склонности. Главное – не давить на него. Пусть проявляет себя в школе, в кружках, возможно, даже в специализированной школе искусств. Пусть сперва ребенок попробует себя в различных видах творческой деятельности и поймет, что именно ему по душе. Например, такую возможность предоставляют некоторые школы искусств. Разумные занятия спортом, несомненно, полезны для здоровья. Так же, как и искусство, спорт может стать для ребенка как хобби, так и профессией, — на пользу пойдет и то, и другое. Спорт позволяет человеку поддерживать активный, здоровый образ жизни, проявлять себя, достигать различных целей, реализовывать природный физический потенциал и держать себя в тонусе. Но не все так идеально, потому что во всем нужна мера и разумность. Профессиональный спорт иногда приводит к негативным последствиям для здоровья, а частые тренировки отнимают время и внимание ребенка от учебы. Это будет очень полезно не только в спорте, но и во всех остальных сферах жизни ребенка. У этих детей точно не будет проблем в общении со сверстниками! Да, они могут найти общий язык почти с любым человеком. Ребенок, награжденный этим даром, в дальнейшем сможет проявить себя в следующих профессиях: психолог, конфликтолог, педагог, консультант, менеджер, маркетолог, социолог, туристический гид, а также во многих-многих других. Все, чего требуется от старших, — не мешать! Ни в коем случае не прививайте ребенку манипулятивный или авторитарный стиль общения. Вы когда-нибудь встречали человека, который может собрать целую команду и повести за собой? Надеюсь, встречали и понимаете, о чем идет речь. Конечно, такого прогноза можно ожидать, только если не подавлять в ребенке лидерские качества. Да, все мы понимаем, что учитель или родитель старше, опытнее и главнее, но не нужно делать ребенка-лидера неуверенным в себе и неспособным к грамотному управлению. Бывает, что взрослого человека (специалиста) называют мастером от бога (например, прирожденный врач или прирожденный летчик). Но можно ли делать какие-то прогнозы о профессиональной одаренности ребенка? Конечно, можно! Не секрет, что в наше время существует целое море игрушек, связанных с какой-либо профессией: повар, врач, строитель, летчик, — этот список безграничен. Если ребенок проявляет особенный, длительный интерес к игрушкам какой-то одной специализации и виртуозно с ними справляется – радуйтесь и делайте вывод! Опять же подчеркну, что у детей бывают временные прихоти, и если через пару лет ребенку надоест одна профессия и он переключится на другую – не мешайте этому процессу профессионального самоопределения! Этот дар перекликается со многими вышеперечисленными. Что можно сюда отнести? Высокий уровень эмпатии ко всему живому, альтруизм, стремление привнести в мир нечто прекрасное. Кем он станет в будущем – тем, кто жертвует собой ради своей святой жизненной цели, или тем, кто по истине изменит мир в лучшую сторону? Рядовым врачом с минимальной зарплатой или великим ученым-экологом? Не пугайтесь этого слова, даже если оно звучит, как диагноз! Это редкое (врожденное либо приобретенное) явление – способность человека писать и работать обеими руками, оно возникает тогда, когда оба полушария – и левое, и правое, — работают на одинаково высоком уровне. Не пытайтесь «исправить» такого ребенка, чтобы он писал только одной рукой. Человек, у которого одинаково хорошо развиты большие полушария мозга, мобилен и многофункционален. Если ребенок – отличник, выиграл в олимпиаде или просто часто замыкается в своих мыслях, — это еще не значит, что он гений. Проследите за его постоянным поведением, обсудите с другими педагогами, пообщайтесь лучше с учеником и его родителями, — и только тогда, совместно с педагогом-психологом, сделайте вывод со своих наблюдений и полученной информации. Когда Вы поняли, что ученик одарен гениальностью, не нужно сразу говорить всем, что он «одаренный», а остальные «не одаренные». Будет несправедливо забывать о других учениках, только потому что в их классе есть более талантливый. Все дети хорошие, просто некоторые могут добиться чуть большего. Поверьте, остальные нуждаются в Вашей педагогической помощи ничуть не меньше. Пятая по пирамиде А. Маслоу потребность (потребность в самоактуализации) у гениальных детей проявляется раньше, чем у остальных, — не подавляйте ее. Научитесь поддерживать стремления таких детей без унижения остальных. Например, если хвалите одаренного ребенка, то не забывайте хвалить и остальных (в этот момент делайте акцент не на неудачах, а на успехах). Одаренные дети склонны к чрезмерному перфекционизму, но это может привести к серьезным психическим проблемам (повышенный уровень тревожности, неврозы). Обычная школьная программа может вызывать недовольство и скуку у талантливых детей, поэтому придумайте какие-то особенные задания, которые заменят им однотипные. Нередко одаренные дети проявляют некоторый эгоизм и высокомерие к своим сверстникам (а порой и к учителям). Обижать детей ни в коем случае нельзя, но одаренные реагируют на обидные мелочи более чутко. Большинство из того, что было сказано для школьных учителей, подойдет и для воспитателей детского сада. У одаренного ребенка может особенно остро проходить кризис трех лет, поэтому внимательнее следите за его поведением. Обязательно взаимодействуйте с его родителями. Также Вашим верным помощником должен быть педагог-психолог (если таковой в саду имеется). Проблемы разных семей отличны друг от друга. Если гений является Вашим единственным ребенком, то существует риск разбаловать его, сделать центром Вселенной. При попытках этого избежать – наоборот, обделить чадо вниманием, заставить его считать себя ненужным и чувствовать себя неуверенно, а это зарывает любые таланты в землю. В таком случае ребенок и с одаренностью, и без нее добьется максимально возможных успехов! Хотите пример? Томас Алва Эдисон – американский изобретатель и предприниматель, имя которого у каждого на слуху. Хотите еще пример? Знакомо ли Вам имя австрийского психолога и врача Зигмунда Фрейда? «Ваш сын родился в рубашке» сообщили роженице, имея ввиду родовую патологию. Хотелось бы напоследок рассказать Вам о нескольких хороших фильмах и сериалах, с помощью которых Вы смогли бы чуть лучше понять внутренний мир одаренных детей. Если вы одаренный человек, это не значит, что вы что-то получили. Это значит, что вы можете что-то отдать. К.Г. Юнг Посмотрите видео об одаренных детях Одаренность ребенка – это лишь вектор развития, но Ваша умелая помощь способна помочь ему реализовать потенциал! Рассказывайте об этой статье друзьям и коллегам, подписывайтесь на мой блог и ждите новых интересных публикаций! С уважением, Анастасия
Таких детей трудно не заметить среди других
Родителями одаренного ребенка тоже быть нелегко, поэтому им также стоит задуматься.
Кто такой одаренный ребенок
Если так оно и происходит, то не менее легко установить, к какой сфере у него больше склонности.
Виды и признаки одаренности
Интеллектуальная
Разумеется, IQ включает в себя не одну характеристику, а различные составляющие, поэтому этот пункт включает в себя несколько частей.
Общим остается то, что интеллектуальную одаренность можно вычислить с помощью тестов:
Левополушарная
Отсюда вытекает успешность по таким школьным предметам, как алгебра, русский язык, химия и так далее.Правополушарная
Это несложно заметить, поскольку большинство людей – правши.
Это полушарие отвечает за воображение, трехмерное восприятие, пространственную ориентацию, цветоощущение, а также за чувство ритма и целостность восприятия.
«Правополушарные» дети преуспевают в геометрии, физике и многом другом (в том числе, в искусствах, о которых мы сейчас тоже поговорим).Творческая
Все, что требуется для развития потенциала, — одобрение близких и, наверняка, материальная поддержка.
Например: домашнее пианино, танцевальный костюм или гуашь.
Важно лишь понять, не является ли склонность ребенка временной прихотью, прежде чем вложить в нее круглую сумму денег.
В них набирают группы детей дошкольного возраста для того, чтобы их обучить азам различных видов искусств и дать им все попробовать.
Станет это впоследствии хобби или делом всей жизни – мы не можем знать заранее, потому что жизнь изменчива, как и детские желания, но в любом случае попробовать стоит!
В конце концов, хобби – тоже незаменимая часть жизни человека.Спортивная
Каждый человек может найти себе вид спорта по душе, который будет подходить по показаниям здоровья.
Но некоторые люди с рождения проявляют исключительные физические качества (сила, скорость, быстрота, выносливость и другие), а также интерес к тому или иному спортивному занятию.
Взрослые должны следить за этим, регулировать спортивную деятельность ребенка и учить его делать это самостоятельно.
Для многих молодых спортсменов тренер (если повезло) становится важным, авторитетным человеком в жизни.
Поэтому основные обязанности по поддержанию спортивных талантов остаются за ним.
От родителей требуется лишь верить в свое чадо и помогать ему справляться с проблемами (дисциплина, учеба, здоровье и так далее).
Не стоит забывать, что спорт у ребенка может вызывать стресс (от временных неудач и постоянного соперничества), но это не значит, что нужно все бросать.
Важно выработать конструктивную копинг-стратегию (метод борьбы со стрессом).
Коммуникативная
Способность к диалогу, дар внушения, эмпатия, умение решать конфликты – вот черты коммуникативно одаренного человека.
Несомненно, любая группа нуждается в нем (точно как и в лидере, о котором поговорим позднее).
Это значит, например, что не нужно угрожать ему, к чему-то принуждать и так далее.
Ровно как и любому другому ребенку, потому что социальный интеллект – не исключительная редкость, а фактор, который можно развивать в любом человеке.
Но можно и, наоборот, обрубить на корню его развитие в детском возрасте.Лидерская
Сегодня это милый малыш, который мастерски управляет другими в командной игре, а через много лет он руководит успешной компанией.
Не стоит принижать его способностей, и тогда он добьется успеха в руководящей деятельности.
Например, если в классе выделяется ребенок, одаренный лидерскими качествами, можно поручить ему роль старосты класса.
А если таковых детей нашлось больше одного – пусть они периодически меняются ролями (в конце концов, любому лидеру полезно побыть иногда подчиненным) либо учатся вести лидерство на равных (быть может, в будущем кто-то из них успешно откроет партнерский бизнес).Практическая
Это могут быть как настоящие игрушки, так и их виртуальные версии (на телефоне, компьютере, планшете и так далее).
Последние опробовать проще всего.
И ни в коем случае не заставляйте его «не сдаваться», ведь если ребенку надоело уже сейчас – как он должен терпеть скуку всю жизнь?
Единственное, что ребенок должен понимать – это то, что абсолютно в любой специальности есть недостатки, просто нужно найти такую, недостатки которой будут нивелироваться за ее преимуществами.Духовная
Эта одаренность по истине божественная, но очень многое в жизни духовно одаренного человека зависит от других факторов.
Здесь важно помнить про уважение к себе, про рациональность, а также про креативность и социальный интеллект (ведь чтобы действительно стать кем-то, кто изменит мир, нужны необычные мысли и социальный лифт).Амбидекстрия (оба полушария)
Иногда амбидекстры способны даже выполнять обеими руками различные задачи.
Каковы функции полушарий – уже было сказано выше.План работы с одаренными детьми в школе
Повремените с выводами
Избегайте ярлыков
Это осознание явно никому не принесет пользы.Постарайтесь уделять внимание всем ученикам одинаково
Только представьте: обычный класс с одаренным ребенком, — он понимает весь материал, а остальные чего-то недопонимают, но учитель обращает внимание только на него (вместо того, чтобы лучше объяснить тему другим).Поддерживайте потребность одаренного в самоактуализации
Не провоцируйте в гении перфекционизм
Поэтому постарайтесь избегать таких поступков и слов, которые провоцируют такое поведение в детях.Привыкайте к протестному поведению
Сдерживайте эгоцентризм ребенка
Воспитайте в каждом ученике доброжелательное отношение друг к другу и терпимость, объясните, что те или иные способности не должны быть поводом для оскорблений, неприязни и высокомерия.Помните о сверхчувствительности
Одаренные дети в ДОУ
Главные отличия – это возраст и то, что в садике дети не обращают внимание на педагогов и друг на друга постоянно.
Таким образом, малыши не будут остро реагировать на то, что кого-то из группы хвалят чаще.
Возможны сложности в диагностике дошкольной детской одаренности – выявление их потребует применения различных методов:
Дополнительные задания, призванные развить способности одаренного ребенка, — это, несомненно, прекрасная идея, но не перебарщивайте со сложностью заданий.
Дошкольник не должен проходить школьную программу раньше времени, сейчас он должен наиграться вдоволь, иначе, когда придет пора идти в школу, она ребенку не будет интересна (это правило распространяется на всех детей).Если Вы – родитель одаренного ребенка
Когда же в семье больше одного ребенка, высока вероятность того, что ненужными будут чувствовать себя остальные.
Найти баланс при воспитании гения очень сложно, но главное – помнить, что любой ребенок особенный для Вас, в любого ребенка нужно верить.
Его нужно любить искренне и всей душой, помогать во всем и прививать им уважение к себе и окружающим.
Но не каждый знает историю из его детства.
Мать Эдисона – по истине герой.
Однажды она сообщила сыну, что он гений, и его школа через письмо попросила обучить его самостоятельно, потому что учителя не способны выполнить эту сложную задачу.
Спустя много лет, будучи уже известным и успешным человеком, Томас нашел это письмо в семейном архиве и узнал, что на самом деле его матери сообщили не об одаренности, а об умственной отсталости сына.
Уверена, что да.
Его мать была юной и наивной, когда родила первого сына.
Неверно истолковав сообщение и решив, что ее сын – счастливчик, она твердо решила, что вырастит гения.
Ее ошибкой стало обделение вниманием и поддержкой последующих семерых детей, но «золотой Зига» в итоге все-таки стал успешным и знаменитым на весь мир человеком, перевернувшим психологическую науку.Фильмы об одаренных детях