Любой хороший родитель беспокоится о своем ребенке, поэтому появление особенностей и странностей в его поведении заставляет задуматься. Что случилось: временные трудности или серьезная проблема? На этот вопрос ответ дать могут только специалисты, но некоторые из них порой ставят диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» тогда, когда его на самом деле у школьника нет (и это действительно опасно). «Тогда как же все-таки понять, что ребенок гиперактивный?» — спросите Вы. Действительно, это сложно, но очень важно суметь отличить СДВГ от обычной разбалованности и несобранности. Я расскажу Вам, каковы признаки заболевания, его особенности и как его лечить. Содержание статьи В чем же проявляется диагноз? — Гиперактивный школьник не может сконцентрировать внимание на чем-то одном дольше, чем на несколько минут. — Ребенок запросто может встать со своего места тогда, когда не должен этого делать. Существует 3 вида диагностики заболевания. Каждого родителя заботит вопрос – какова причина заболевания его ребенка? В чем не доглядели, где допустили ошибку? Если Вы подозреваете у своего чада синдром дефицита внимания и гиперактивности, подумайте о том, какие могли быть предпосылки для его появления. Как и любое заболевание, которое успело развиться и пустить корни, — синдром дефицита внимания и гиперактивности может привести к некоторым осложнениям. Неверное отношение окружающих к ситуации может усугубить ее. Многие люди считают, что гиперактивный школьник способен «собраться», «взять себя в руки» но на самом деле это не так, — он может напрячь свою волю и следить за собой лишь непродолжительное время. Однако ребенок продолжает испытывать давление окружающих (родителей, педагогов, сверстников и т.д.), что приводит к переутомлению и без того перегруженной нервной системы. Далее ситуация развивается по следующему сценарию: непринятый обществом и близкими людьми, ребенок начинает думать, что он плохой, и соглашается оставаться таким (возможно даже захочет найти чью-либо поддержку и найдет ее в действительно плохой компании). Отсюда: Важно! Нельзя прибегать к самолечению без консультации и назначения специалиста! Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает в себя несколько сторон терапии. Ни в коем случае нельзя прибегать к данному методу без постановления врача! Препараты назначаются лишь в тех случаях, когда другие способы бессильны перед проблемой. Социальное воздействие на регуляцию поведения ребенка состоит в положительной или отрицательной реакции на его поведение, в помощи ему при выполнении каких-либо заданий, в привитии социальных навыков (как вести себя в очереди, как распознавать эмоции других людей и реагировать на них и т.д.), в введении в жизнь ребенка структуры: ясных и четких правил, распорядка дня, списков заданий и т.д. Вы, как родитель, можете обучать свое чадо регулировать свое поведение, думать перед действиями, контролировать яркие эмоции, хвалить и порицать себя за те или иные действия. Например, можно создать календарь, в котором будет оцениваться поведение; кроме того, хорошие поступки будут поощряться, а плохие – наказываться (разумеется, не физически). Ребенок будет следить за своими «достижениями» в календаре и стремиться к лучшему, таким образом и Вам будет проще отслеживать изменения. Психотерапия бывает семейная, групповая, индивидуальная; экзистенциальная, гештальт-терапия, психоанализ и т.д. Данный метод может быть полезен любым детям и взрослым, ведь все они переживают кризисы, испытывают страхи и трудности. Но гиперактивные дети имеют гораздо больше проблем в учебе и общении со старшим и ровесниками, поэтому им, для гармоничного развития личности, психотерапия просто необходима. Следует отметить, что она не избавляет полностью от синдрома, а лишь помогает с ним справляться, но только в том случае, если отношение окружающих к школьнику станет толерантным. Этот метод коррекции заключается в ряде упражнений: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для челюсти и языка, перекрестная телесная тренировка, упражнения для мелкой моторики, релаксации, визуализации, совершенствования коммуникативной и когнитивной сфер, функциональные упражнения, задания с правилами. Все перечисленные компоненты терапии позволяют ребенку снять напряжение, правильно настроить нервную систему, научиться контролировать эмоции, управлять своим телом, концентрировать внимание, а также развивают стремление к достижению целей и самосовершенствованию. Быть родителем непросто, еще сложнее – когда Ваш ребенок гиперактивен. Чтобы не допустить ошибок при его воспитании, следует понимать, с чем Вы имеете дело, и придерживаться некоторых рекомендаций и строгих правил. Гиперактивному ребенку необходим физический контакт с любимыми людьми. Никогда не забывайте, что ребенок не виноват в своем диагнозе, и главная причина его неспокойного поведения – особенности нервной системы. В заключении посмотрите интересное видео Я желаю Вам успехов в роли родителя! Если статья была Вам полезной, поделитесь ей с друзьями и подпишитесь на обновления блога! С уважением,
Признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности)
Невнимательность
— Легко отвлекается (подростки – на отвлеченные мысли).
— Допускает ошибки по невнимательности.
— Порой может создаваться впечатление, что ребенок не слушает Вашу речь, — он будто бы думает о чем-то другом (даже если очевидных отвлекающих факторов нет).
— Часто что-то забывает (в том числе, сделать).
— Теряет вещи.
— Избегает заданий, выполнение которых требует усидчивости и длительной вдумчивости.
— Испытывает сложности в самоорганизации.
— Не соблюдает правил, не доводит дела до конца.Гиперактивность и импульсивность
— Движения становятся порывистыми и неуклюжими.
— Проявляется нетерпеливость.
— Обычно не может делать что-либо тихо.
— Нередко выполняет бесцельные активные действия (бегает и прыгает в неподходящей ситуации).
— «Ёрзает», двигает стопами и кистями, сидя на стуле.
— Может ответить на вопрос еще до того, как его до конца произнесли.
— Ребенок становится чрезмерно болтливым.
— Он встревает в чужие разговоры и перебивает других людей.
Причины заболевания
Последствия гиперактивности
Лечение синдрома
Медикаментозное лечение
Педагогическая коррекция
Психотерапия
Нейропсихологическая терапия
Советы психолога родителям гиперактивных детей
По вечерам делайте ему массаж. Поверьте, что ему это очень поможет справляться с трудностями.
Ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям своего ребенка.
Это не будет полезно ни для здоровых детей школьного и дошкольного возраста , ни для гиперактивных.
Лучше в ответ на плохое поведение запретите ему что-нибудь на время (после чего стоит провести разъяснительную беседу), но акцент все-таки делайте на поощрении хорошего (порицание он воспринимает слишком чувствительно).
Ежедневные прогулки на свежем воздухе, регулярный и полноценный сон, специальная диета – незаменимые составляющие здорового развития гиперактивного ребенка.
Чаще проводите досуг всей семьей.
Прививайте своему чаду интерес к различным видам деятельности (домашние хлопоты, спорт, путешествия, творчество, созерцание искусства и т.д.).
Помогайте ему во всех начинаниях, поддерживайте его самооценку и просто будьте рядом несмотря ни на что.
Анастасия