Подготовка детей к школе – очень важная проблема. Последствия неудачной школьной адаптации могут быть самыми разными: Поэтому вам, как родителям дошкольников, важно позаботиться о подготовленности своего дитя к совершенно новому виду деятельности – обучению в начальной школе. Содержание статьи Существует несколько видов школьной готовности Над каждой из них следует работать по-отдельности. Как Вы думаете, что эти виды готовности включают в себя? «Чем раньше, тем лучше» — в данном случае не работает Если Вы считаете, что ребенок в шесть лет уже способен быть готовым к первому классу наравне с семилетними, то подумайте еще раз! Детский организм в шесть и семь лет имеет разные физиологические и психические характеристики. Они определяют возможность или невозможность нормального школьного обучения независимо от интеллектуальных способностей. Если поторопиться, то можно учебой довести малыша до нервного срыва. Это касается также и занятий с дошкольниками, направленных на развитие тех знаний, умений и навыков, которые должны формироваться в школе: Помните, что если ребенок до школы освоит школьную программу, то потом на уроках ему уже будет не интересно. Кроме того, основной вид деятельности дошкольников – это игра. В детском саду все три вида школьной готовности прорабатываются как намеренно, так и не намеренно. На основе результатов которой принимаются решения: над чем стоит поработать и стоит ли вообще сейчас отдавать дитя в первый класс. Вспоминая о том, как ужасно было ходить в школу, взрослые могут пугать детей сложностями. Этого ни в коем случае нельзя делать. Так устроена человеческая психика. Далее, даже в процессе школьного обучения он будет видеть в ней преимущественно плохое. На что же нужно обратить внимание ребенка для того, чтобы он захотел пойти в школу? В дошкольном и младшем школьном возрасте малыш, как правило, активнее всего интересуется окружающим его миром. Говорите ему, что в школе ему все расскажут и всему научат. Кроме того, упоминайте про то, что там можно найти новых друзей, не заставляют спать днем и вкусно кормят, а после уроков можно будет погулять (последнее не обязательно). Вы можете самостоятельно понять, нужна ли ребенку подготовка к школе. Вот некоторые из них: Если Вы провели необходимую диагностику, и оказалось, что уровень готовности недостаточно высок, а школа не за горами, — идем дальше! Психологическая готовность к школьному обучению – это достаточный для освоения школьной программы уровень когнитивного развития (внимание, память, воображение, мышление, восприятие, ощущения и речь), а также уровень развития мотивационно-волевой сферы (желание учиться, произвольность поведения). Произвольность психических процессов, несомненно, важна, однако не стоит ожидать, что малыш будет полностью самодисциплинирован, поскольку произвольность процессов и поведения формируются в младшем школьном возрасте, а к концу дошкольного они должны лишь начать формироваться. Обратите внимание на следующие рекомендации : На развитие внимания (его произвольности, объема, устойчивости и так далее) существует множество упражнений и методик. Игры должны быть направлены на выявление чего-либо скрытого (но не слишком): поиск взглядом каких-либо объектов, улавливание необходимых слов на слух, охват во внимание большого количества информации и тому подобное. На развитие памяти также существует множество игр, упражнений и диагностических методик. В сферу наших интересов входит развитие долговременной памяти и произвольного запоминания. Таким образом дошкольник начнет запоминать не только то, что ему интересно, но и то, что просто важно запомнить, — и забудет он это не скоро. С данным психическим процессом применяются аналогичные способы развития. К концу дошкольного возраста должны быть сформированы первые два вида мышления, а третий должен начать формироваться. Для последнего существуют различные игры и упражнения на ассоциации, логические рассуждения и понятийный аппарат (словарный запас). Никто не сомневается в том, что речь тесно связана с мелкой моторикой. Это, пожалуй, самое любимое для детей. Креативные, творческие игры и задания – то, что заинтересует если не любого, то почти любого дошкольника. Проявите здесь и свою фантазию, — выбирайте самые разные методики, придумывайте свои, — креативьте вместе с малышом! Как уже было сказано выше, разговоры о школе влияют на желание ребенка учиться. Позвольте малышу наиграться, пока ему дозволено, — пусть даже подготовка к школе примет игровую форму (в этом нет ничего постыдного). Если учебной мотивации мешает позиционная мотивация (желание новой социальной роли, тяга к ее атрибутам), то расскажите ребенку о том, что в школьном обучении является наиболее важным. Что же это? Знания обо всем на свете! Гуляйте и говорите о жизни, о том, что вас окружает, смотрите интересные познавательные видео, читайте такие же книги и журналы… много чего можно придумать, если Вы сами заинтересованы в том, чтобы познавать мир вместе с малышом! А Вы запомнили про то, что детство обладает самоценностью? Что же это такое? Прежде всего – уровень так называемого социального интеллекта (способности взаимодействовать со взрослыми и сверстниками) и уровень социальной ответственности (знание своего адреса, полного имени, имен родителей, а также владение правилами безопасности и другое). Если детский сад не посещался, то можно постараться компенсировать это общением ребенка со сверстниками во дворе, в дворовом клубе, в кружке и так далее. Общению со взрослыми будущего первоклассника можно научить в процессе знакомства, например, со своими друзьями, взрослыми родственниками, врачом-педиатром, педагогом кружка/дворового клуба и прочими. Говоря о физиологии, вспомним о том, что шестилетние дети, как правило, еще не готовы идти в первый класс. Над каждым составляющим физиологической готовности подготовка проводится отдельно: Если причиной физиологической незрелости является какое-либо отклонение или заболевание – без врачей обойтись не получится! С помощью центров дополнительного образования и в школах иногда организуется подготовка детей к школе (есть и специализированные центры). Если Вы готовы доверить малыша специалистам, потому что сами по тем или иным причинам помочь ему не можете, — это Ваше спасение! Только обратите внимание, что курсы должны действительно готовить к школе, а не губить детскую психику дублированием школьной программы! Посмотрите видео про подготовку к школе Я искренне желаю Вам и Вашему ребенку удачи во всех начинаниях! До встречи, подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям! С уважением, Анастасия
От того, как пройдет адаптация ребенка к первому классу, зависят очень многие вещи:
Что надо знать о готовности к школе
Поэтому не следует забывать про самоценность детства.
Малышу лучше наиграться вдоволь до школы, чтобы его детство было полноценным и не приходилось потом «доигрывать» (к примеру, брать на уроки игрушки).Посещение детского сада значительно повышает готовность ребенка к школе
Проводятся самые разные занятия, упражнения, развивающие физические и психические способности детей.
В процессе общения с воспитателями и сверстниками у детей формируются очень важные социальные навыки.
Прежде всего, посещение детского сада подразумевает соразмерный возрасту уровень самостоятельности.
Воспитатель и психолог (если таковой в саду имеется) могут помочь родителям в вопросах воспитания и развития дошкольника индивидуально.
Кроме того, к концу детского сада должна реализоваться диагностика школьной готовности детей.
Окружающие люди могут влиять на готовность к школе
Если дошкольник еще не знает, что такое школа, а ему будут твердить, как плохо учиться, — он испугается.
Он хочет знать буквально все про все, и ровно столько же уметь.
Диагностика готовности ребенка к школе
Для диагностики школьной готовности существует множество интересных методик.
Психологическая подготовка к школе
Итак, как же помочь психике ребенка подготовиться к первому классу?Внимание
Лучше всего применять игры (как привычный дошкольнику вид деятельности) и методики диагностики внимания на листах (как постепенное «вливание» в образ жизни школьника), ведь диагностические методики подойдут и для развития способностей (особенно, если применять их регулярно, чтобы видеть результат, главное – чтобы ребенку не надоело).
Память
При занятиях с ребенком следует помнить о том, что память бывает кратковременной и долговременной, а запоминание – произвольным и непроизвольным.
Мышление
Мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Речь
Поэтому занятия на ее развитие (лепка, рукоделие, конструкторы и так далее), логопедические игры, увеличение словарного запаса, а также, несомненно, простое общение с ребенком – Ваши верные друзья.Воображение
Учебная мотивация
Помимо этого, учебной мотивации может мешать и игровая мотивация, потому что она еще не до конца реализована.
Социальная готовность к школьному обучению
Повторим, что посещение детского сада помогает нам в данном пункте.
Знание ребенком данных о себе, о своей семье и правил безопасности (дорожного движения, общения с незнакомцами и так далее) зависит от того, насколько хорошо у него развита произвольная долговременная память, а также от его уровня дисциплинированности (произвольности поведения) и доверительности отношений с родителями.Физиологическая готовность
Существуют некоторые физиологические нормы, которым должен соответствовать первоклассник:
Специальные курсы подготовки к школе