Подготовка детей к школе

Подготовка детей к школе

Здравствуйте, дорогие читатели!
Подготовка детей к школе – очень важная проблема.
От того, как пройдет адаптация ребенка к первому классу, зависят очень многие вещи:

  • успешность обучения (как в его начале, так и в дальнейшем)
  • развитие личности
  • взаимоотношения с учителями и сверстниками
  • наличие желания ходить в школу и делать домашние задания

Последствия неудачной школьной адаптации могут быть самыми разными:

  • от неприязни к учебе до серьезных неврозов.

Поэтому вам, как родителям дошкольников, важно позаботиться о подготовленности своего дитя к совершенно новому виду деятельности – обучению в начальной школе.

Что надо знать о готовности к школе

Существует несколько видов школьной готовности

  • физиологическая
  • психологическая
  • социальная

Над каждой из них следует работать по-отдельности.

Как Вы думаете, что эти виды готовности включают в себя?

«Чем раньше, тем лучше» — в данном случае не работает

Если Вы считаете, что ребенок в шесть лет уже способен быть готовым к первому классу наравне с семилетними, то подумайте еще раз!

Детский организм в шесть и семь лет имеет разные физиологические и психические характеристики.

Они определяют возможность или невозможность нормального школьного обучения независимо от интеллектуальных способностей.

Если поторопиться, то можно учебой довести малыша до нервного срыва.

Это касается также и занятий с дошкольниками, направленных на развитие тех знаний, умений и навыков, которые должны формироваться в школе:

  • произвольность внимания
  • запоминания и поведения
  • математические способности (например, популярная сегодня якобы полезная ментальная арифметика) и так далее

Помните, что если ребенок до школы освоит школьную программу, то потом на уроках ему уже будет не интересно.

Кроме того, основной вид деятельности дошкольников – это игра.
Поэтому не следует забывать про самоценность детства.
Малышу лучше наиграться вдоволь до школы, чтобы его детство было полноценным и не приходилось потом «доигрывать» (к примеру, брать на уроки игрушки).

девочка и мальчик идут на подготовку к школе

Посещение детского сада значительно повышает готовность ребенка к школе

В детском саду все три вида школьной готовности прорабатываются как намеренно, так и не намеренно.
Проводятся самые разные занятия, упражнения, развивающие физические и психические способности детей.
В процессе общения с воспитателями и сверстниками у детей формируются очень важные социальные навыки.
Прежде всего, посещение детского сада подразумевает соразмерный возрасту уровень самостоятельности.
Воспитатель и психолог (если таковой в саду имеется) могут помочь родителям в вопросах воспитания и развития дошкольника индивидуально.
Кроме того, к концу детского сада должна реализоваться диагностика школьной готовности детей.

На основе результатов которой принимаются решения:

над чем стоит поработать и стоит ли вообще сейчас отдавать дитя в первый класс.

Окружающие люди могут влиять на готовность к школе

Вспоминая о том, как ужасно было ходить в школу, взрослые могут пугать детей сложностями.

Этого ни в коем случае нельзя делать.

Так устроена человеческая психика.
Если дошкольник еще не знает, что такое школа, а ему будут твердить, как плохо учиться, — он испугается.

Далее, даже в процессе школьного обучения он будет видеть в ней преимущественно плохое.

На что же нужно обратить внимание ребенка для того, чтобы он захотел пойти в школу?

В дошкольном и младшем школьном возрасте малыш, как правило, активнее всего интересуется окружающим его миром.
Он хочет знать буквально все про все, и ровно столько же уметь.

Говорите ему, что в школе ему все расскажут и всему научат.

Кроме того, упоминайте про то, что там можно найти новых друзей, не заставляют спать днем и вкусно кормят, а после уроков можно будет погулять (последнее не обязательно).

Мальчик задумался

Диагностика готовности ребенка к школе

Вы можете самостоятельно понять, нужна ли ребенку подготовка к школе.
Для диагностики школьной готовности существует множество интересных методик.

Вот некоторые из них:

  • «Ориентационный тест школьной зрелости» (Керн, Я. Йирасек) — определение уровня развития зрительной памяти и физиологических характеристик (усидчивость, мелкая моторика)
  • «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) — изучение визуальной логики, мелкой моторики, произвольности психических процессов, выявление умения ориентироваться на систему требований
  • «Рисование по точкам»/ «Образец и правило» (А.Л. Венгер) — выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов, а также изучение визуальной логики
  • «Последовательность событий» (Н.А.Бернштейн) — изучение способности к логическому мышлению, обобщению, умения понимать связь событий и строить последовательное умозаключение
  • «Методика интерпретации пословиц» (Б. В. Зейгарник) — изучение словесно-логического мышления
  • «Стандартная беседа с ребенком» (Т.А. Нежнова) — исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность
  • «Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости» (С.Л. Бланков) — выявление уровня психосоциальной зрелости
  • «Почтальон» (А.З. Зак) — определение способности составлять внутренний план действий, изучение визуальной логики и словесно-логического мышления
  • «Сказка» (Н.И. Гуткина) — определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка

мама с дочкой занимаются

Психологическая подготовка к школе

Если Вы провели необходимую диагностику, и оказалось, что уровень готовности недостаточно высок, а школа не за горами, — идем дальше!

Психологическая готовность к школьному обучению – это достаточный для освоения школьной программы уровень когнитивного развития (внимание, память, воображение, мышление, восприятие, ощущения и речь), а также уровень развития мотивационно-волевой сферы (желание учиться, произвольность поведения).

Произвольность психических процессов, несомненно, важна, однако не стоит ожидать, что малыш будет полностью самодисциплинирован, поскольку произвольность процессов и поведения формируются в младшем школьном возрасте, а к концу дошкольного они должны лишь начать формироваться.
Итак, как же помочь психике ребенка подготовиться к первому классу?

Внимание

На развитие внимания (его произвольности, объема, устойчивости и так далее) существует множество упражнений и методик.
Лучше всего применять игры (как привычный дошкольнику вид деятельности) и методики диагностики внимания на листах (как постепенное «вливание» в образ жизни школьника), ведь диагностические методики подойдут и для развития способностей (особенно, если применять их регулярно, чтобы видеть результат, главное – чтобы ребенку не надоело).

Игры должны быть направлены на выявление чего-либо скрытого (но не слишком): поиск взглядом каких-либо объектов, улавливание необходимых слов на слух, охват во внимание большого количества информации и тому подобное.

Память

На развитие памяти также существует множество игр, упражнений и диагностических методик.
При занятиях с ребенком следует помнить о том, что память бывает кратковременной и долговременной, а запоминание – произвольным и непроизвольным.

В сферу наших интересов входит развитие долговременной памяти и произвольного запоминания.

Таким образом дошкольник начнет запоминать не только то, что ему интересно, но и то, что просто важно запомнить, — и забудет он это не скоро.

тренировка памяти карточками

Мышление

С данным психическим процессом применяются аналогичные способы развития.
Мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

К концу дошкольного возраста должны быть сформированы первые два вида мышления, а третий должен начать формироваться.

Для последнего существуют различные игры и упражнения на ассоциации, логические рассуждения и понятийный аппарат (словарный запас).

Речь

Никто не сомневается в том, что речь тесно связана с мелкой моторикой.
Поэтому занятия на ее развитие (лепка, рукоделие, конструкторы и так далее), логопедические игры, увеличение словарного запаса, а также, несомненно, простое общение с ребенком – Ваши верные друзья.

Воображение

Это, пожалуй, самое любимое для детей.

Креативные, творческие игры и задания – то, что заинтересует если не любого, то почти любого дошкольника.

Проявите здесь и свою фантазию, — выбирайте самые разные методики, придумывайте свои, — креативьте вместе с малышом!

Учебная мотивация

Как уже было сказано выше, разговоры о школе влияют на желание ребенка учиться.
Помимо этого, учебной мотивации может мешать и игровая мотивация, потому что она еще не до конца реализована.

Позвольте малышу наиграться, пока ему дозволено, — пусть даже подготовка к школе примет игровую форму (в этом нет ничего постыдного).

Если учебной мотивации мешает позиционная мотивация (желание новой социальной роли, тяга к ее атрибутам), то расскажите ребенку о том, что в школьном обучении является наиболее важным.

Что же это?

Знания обо всем на свете!

Гуляйте и говорите о жизни, о том, что вас окружает, смотрите интересные познавательные видео, читайте такие же книги и журналы… много чего можно придумать, если Вы сами заинтересованы в том, чтобы познавать мир вместе с малышом!

А Вы запомнили про то, что детство обладает самоценностью?

дети играют

Социальная готовность к школьному обучению

Что же это такое?

Прежде всего – уровень так называемого социального интеллекта (способности взаимодействовать со взрослыми и сверстниками) и уровень социальной ответственности (знание своего адреса, полного имени, имен родителей, а также владение правилами безопасности и другое).
Повторим, что посещение детского сада помогает нам в данном пункте.

Если детский сад не посещался, то можно постараться компенсировать это общением ребенка со сверстниками во дворе, в дворовом клубе, в кружке и так далее.

Общению со взрослыми будущего первоклассника можно научить в процессе знакомства, например, со своими друзьями, взрослыми родственниками, врачом-педиатром, педагогом кружка/дворового клуба и прочими.
Знание ребенком данных о себе, о своей семье и правил безопасности (дорожного движения, общения с незнакомцами и так далее) зависит от того, насколько хорошо у него развита произвольная долговременная память, а также от его уровня дисциплинированности (произвольности поведения) и доверительности отношений с родителями.

дети смотрят картинки

Физиологическая готовность

Говоря о физиологии, вспомним о том, что шестилетние дети, как правило, еще не готовы идти в первый класс.
Существуют некоторые физиологические нормы, которым должен соответствовать первоклассник:

  • рост
  • вес
  • готовность руки к письму
  • наличие коренных зубов
  • развитость физических качеств (скорость, выносливость, ловкость, сила и так далее)
  • зрелость нервной системы (от которой зависят усидчивость и эмоциональный самоконтроль)

Физиологическая готовность детей

Над каждым составляющим физиологической готовности подготовка проводится отдельно:

  • Рост изменить не получится
  • Вес корректируется питанием и образом жизни
  • Физические качества – играми и различными техниками.

Если причиной физиологической незрелости является какое-либо отклонение или заболевание – без врачей обойтись не получится!

Дети на подготовительных курсах

Специальные курсы подготовки к школе

В центрах дополнительного образования и в школах иногда организуется подготовка детей к школе (есть и специализированные центры).

Если Вы готовы доверить малыша специалистам, потому что сами по тем или иным причинам помочь ему не можете, — это Ваше спасение!

Только обратите внимание, что курсы должны действительно готовить к школе, а не губить детскую психику дублированием школьной программы!

Посмотрите видео про подготовку к школе

Я искренне желаю Вам и Вашему ребенку удачи во всех начинаниях!

До встречи, подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям!

С уважением,

Анастасия